- воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе
отношение к людям.
Ход урока
I. Организационная часть. Приветствие.
Тихо сели. Урок русского языка и литературного чтения.
- Скажите мне, пожалуйста, что вы ожидаете от урока?
- узнать что-то новое;
- проверить свои знания;
- общаться;
- получить пять;
- хорошего настроения.
Я думаю, что всё это у нас получится.
Словарные слова.
Давайте вспомним вежливые слова. Отгадайте ребус.
РЕБУС.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … (здравствуйте).
Письмо с комментированием с места, ударение, перенос
- Когда говорим здравствуй, а когда здравствуйте?
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: … (до свидания).
Растает ледяная глыба
От слова тёплого: … (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, простите: … (пожалуйста).
Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
- Ещё раз вместе прочитаем эти слова и не забывайте почаще их говорить. Потому что такие слова называются волшебными.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, посмотрите на доску и внимательно прочитайте тему урока. Определение
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Также вспомним слова антонимы, синонимы, разберём слова по составу, выполним синтаксический разбор предложения. Вспомним виды предложений. Расширим словарный запас и узнаем много нового.
Кроме этого мы продолжим знакомиться с творчеством В.А.Осеевой.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 г. на Украине. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. Валентина Александровна 16 лет учила детей русскому языку и литературе. Это было тяжелое послевоенное время. Миллионы ребят потеряли своих родителей в годы войны.
Валентина Александровна – добрая и честная, смелая и благородная, любящая детей учительница сочиняла сказки, стихи, рассказы для своих питомцев. Первая ее книга – это сборник рассказов, который называется «Волшебное слово». Произведения Осеевой учат быть добрыми, внимательными к окружающим людям.
Прочитаем по ролям один из рассказов В.А.Осеевой «Просто старушка».
Чтение рассказа «Просто старушка».
- Найдите и прочитайте восклицательное предложение, которое выражает главную мысль рассказа?
- А почему девочка задавала такие вопросы?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Давайте сделаем вывод, так каким был мальчик в этом рассказе? (добрым, заботливым).
Недаром в древней азбуке буква Д означало добро. Вдумайтесь, какие глубокие корни у этого понятия.
- Давайте хором прочитаем.
ДОБРОТА.
- Запишите к себе в тетрадь это замечательное слово.
- А сейчас подберите и запишите родственные слова к слову доброта и выделите у них корень. С места с комментированием диктуют слова.
(добро, добрый, добряк, подобрел, задобрил)
- Докажите, что это однокоренные слова.(слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу).
- А что такое корень?
- Найдите среди слов те, которое являются проверочными к слову доброта (Задобрил, добрый)
- А как вы понимаете быть добрым? (отзывчивый, стремление делать добро другим, хотеть ему помочь).
Работа с пословицей.
Есть очень хорошая пословица.
Прочитайте и объясните её.
ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ.
(Верно, доброе слово дарит радость, тепло как, солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека).
ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ, СОВСЕМ НЕ ПРОСТО, НЕ ЗАВИСИТ ДОБРОТА ОТ РОСТА.
ЕСЛИ ДОБРОТА, КАК СОЛНЦЕ СВЕТИТ,
РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ.
Мы можем сравнить доброту с солнцем,
а его лучиками являются волшебные слова.
Давайте прочитаем и будем чаще использовать эти слова.
- А вы заметили, как произносятся волшебные слова?
- Верно, вежливо, с улыбкой.
Даже в песенке композитора ШАИНСКОГО поётся «От улыбки станет всем теплей». Музыкальная заставка.
Улыбайтесь почаще.
Очень важно по-доброму относиться к окружающим тебя людям: и дома, и на улице, и в школе и в общественных местах.
СЛОВА УМЕЮТ ПЛАКАТЬ И СМЕЯТЬСЯ,
ПРИКАЗЫВАТЬ, МОЛИТЬ И ЗАКЛИНАТЬ.
И, СЛОВНО СЕРДЦЕ, КРОВЬЮ ОБЛИВАТЬСЯ,
И РАВНОДУШНО ХОЛОДОМ ДЫШАТЬ!
Объясните лексическое значение слова РАВНОДУШНЫЙ
Об этом слове говорится в «Хранителе мудрости» - толковом словаре Ожегова. Прочитайте.
Равнодушный – безразличный, безучастный, лишённый интереса к чему-либо.
Действительно, добрый человек не только тот, как он говорит вежливые слова, а его поступки.
Работа по теме урока.
Давайте вспомним, что такое определение.
Работа с учебником с. 83
Я прочитаю предложение из рассказа В.А.Осеевой.
Вы должны догадаться из какого.
1. МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК С ДЛИННОЙ СЕДОЙ БОРОДОЙ СИДЕЛ НА СКАМЕЙКЕ. («ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»)
- Какое волшебное слово подсказал дедушка Павлику? (пожалуйста)
У доски с комментированием записать предложение. Орфограммы.
- Разберите по членам предложения и по частям речи.
- Как по другому можно назвать подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
- Что нельзя без подлежащего и сказуемого? (построить предложение)
- Вспомним, что такое определение.
(Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета)
- На какие вопросы отвечает? (какой, какая, какое)
-Чем выражено определение? (прилагательными, некоторыми местоимениями)
- Как подчёркивается в предложении?
- Выполни синтаксический разбор предложения. (по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, грамматическая основа – старичок сидел, по наличию второстепенных членов – распространённое, потому что предложения, в которых есть помимо грамматической основы, хотя бы один второстепенный член, называется)
- простое (одна грамматическая основа)
Задание
- Разберите по составу слово МАЛЕНЬКИЙ.
1. Изменяем форму слова и выделяем окончание
2. Обозначаем основу (часть слова без окончания)
3. Выделим корень, для этого подберём к слову однокоренные слова (мал, малыш)
4. Выделяем суффикс – енк.
- что такое суффикс (часть слова между корнем и окончанием)
- Как называется суффикс – еньк? (уменьшительно-ласкательный)
- Замените в предложении все имена прилагательные синонимами.
- Вспомним, что такое синонимы.(слова, близкие по смыслу)
- Прочитайте новое предложение, какое получилось..
(Крошечный, небольшой, мелкий СТАРИЧОК С БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ БОРОДОЙ СИДЕЛ НА СКАМЕЙКЕ,)
Действительно, вежливые слова и добрые поступки творят чудеса. Они делают людей во всём мире добрее, лучше.
Самостоятельная работа.
- Выполним небольшую самостоятельную работу.
Я загадала слово.
Вам называю только имена прилагательные, а вы должны догадаться, что это и записать его в тетрадь, подчёркивая орфограммы.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
["file_id"] => string(6) "179070"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424943199"
}
}