- Что общего у всех этих слов? (Ответы детей: это имена существительные, одушевленные, в единственном числе)
-Докажите. (ответы детей)
-На какие группы можно разделить (мужского пола и женского пола)
- Докажите.
Это касается людей, а к какой группе вы отнесете слова: кот, собака, птица, парта, шкаф? (дети делают открытие, что и к неживым предметам можно подставить слова он, она и определить род)
2.Поиск нового.
А к какому роду вы отнесете слово окно? Небо? (дети делают вывод, что слова ОН и ОНА не подходят, значит такие слова не относятся к женскому роду и к мужскому роду, ОНО – это середина, средний род).
3.Моделирование. Подберите слова, работа в группах. Какая группа больше?
М. РОД Ж. РОД СР.РОД
ОН (МОЙ) ОНА (МОЯ) ОНО (МОЁ)
- Подведение итогов работы групп.
4.Конкретизация.
Работа по учебнику.
-Распредели слова в три столбика, выдели окончание:
Растение, сын, кукла, мяч, пальто, роза, стол, море, Маша, Володя.
-Дописать подходящие по смыслу имена существительные, определить род.
Душистая _____ тёплое ________
Смелый ______ высокая _______
Глубокое _______ верный________
5.Контроль.
-Работа по карточкам.
Определите род имён существительных.
1.Помидор, фамилия, пальто, картофель, герой, молоко, дом, жеребенок.
6. Игра «Да-нет» (учитель говорит утверждения ложные и исинные, а дети ставят на полях в тетради + (да) или – (нет)
На доске слово - корова
Учитель: Я утверждаю 1. что это имя существительное 2. Неодушевленное 3. Во множественном числе 4. Женского рода (Проверка) По аналогии дети составляют свои утверждения и подбирают слова, загадывают классу.
7.Рефлексия.
-Как определить род имени существительного? В каких заданиях испытывали затруднения?