регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Этапы урока | Время | Содержание работы на уроке | Уровень работы по развитию речи |
1. Организационный момент | 2-3 | 1.Проверка готовности к уроку (Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение). 2. Речевая разминка. А) Встать ровно, расправить плечи, голову держать прямо улыбаться. По сигналу учителя дети делают глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка речевого дыхания - ладонь переворачивается книзу, выдох- рука опускается вниз. Б) Работа над интонационной выразительностью речи (Слова произносятся в виде диалога между учителем и учащимися. Учитель произносит каждую строчку в вопросительной форме, а дети в утвердительной) Мы будем разговаривать И будем выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. | Произносительный - работа над техникой речи - совершенствование интонационных умений |
2. Проверка домашнего задания | 3-5 | - Прочитайте текст из упр. 138. Озаглавьте текст. - Объясните написание слов с пропущенными буквами. Определите число у данных глаголов. - Посмотрите еще раз на текст, особое внимание уделите знакам препинания в последнем предложении. - Закройте учебники, будем писать текст под диктовку. | Уровень текста в развитии речи младших школьников |
3. Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 5 | 1. Отгадайте загадку: Кто меня признает, тот в беду попадет. (Светофор) - Все ли правильно здесь написано? - Что такое НЕ? - Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами». 2. Работа в группах. - Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения. Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.) - Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения? - Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока? - Ребята, вы можете определить задачи вашей деятельности в соответствии с содержанием учебника со стр. 78-79? (Научиться писать слова на это правило, отработать действия по алгоритму, упражняться в написании слов на изучаемое правило.) - Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова? | Произносительный (совершенствование интонационных умений) |
4. Минутка чистописания (каллиграфическая работа). | 5 | 1. - Как вы думаете, ребята, зачем нужно писать красиво и быстро? (Красивое письмо – показатель культуры человека, его уважительного отношения к тому, кто будет читать его запись) 2. Решение графико-каллиграфических задач: О-о а-я о-ф - Как называется элемент, который является общим для всех данных букв? (Овал) - Чем отличается одинаковый по форме элемент в каждой паре? (В первой и второй – размером, а в третьей – количеством) - Какая пара букв будет лишней с точки зрения первого правила красивого письма? (Работа с правилами красивого письма (1 правило – все буквы должны быть одинаковой высоты(1 и 3))) - Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель своей деятельности. (Будем учиться работать в пределах рабочей строки и развивать скоропись) - Теперь запишите элемент, показанный на доске в своих тетрадях 6 раз. - А сейчас вспомним правильное произношение слов: облако, ворота, нарочно. Теперь запишем эти слова в тетрадь, соблюдая правила красивого письма. - А теперь оцените свою работу в соответствии с критериями: 2-3 ошибки – «5», 3-5 – «4», более 5 – «3» | Произносительный (работа над орфоэпией) |
5. Словарно-орфографическая работа. | 5 | На доске предлагаются словарные слова: облако, ворота, рисунок, тетрадь. Учащимся предлагается составить предложения с данными словами. | Лексический (обогащение и активизация словаря учащися) |
6. Физкультминутка | 1 | Под слова речовки «Хомка» | |
7. Актуализация опорных знаний. | 3-5 | (6 учеников выполняют тест «Глагол», а остальные работают с учителем). - Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму. Говарил, напаили, выстерал, сламали, замаразки, галадал - Какое слово лишнее? Почему? - Что вы знаете о глаголе? (обозначает-…, вопросы-…, как изменяется - …, чем является в предложении - …) - Назовите глаголы множественного числа? единственного числа? - Составьте предложение с одним из слов. - Запишем предложение на доске. Подчеркните главные члены предложения. Подпишите слова, которые выражены существительным или глаголом. - Дайте характеристику предложению. | Грамматический (работа с предложением) |
8. Работа над новым материалом: а) усвоение грамматико-орфографического правила; б) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые, коллективные упражнения), в изменённой ситуации (конструктивные, самостоятельные) | 5 | 1. – Прочитайте правило на стр.78 - Какое это правило? (орфографическое) - Что такое НЕ? - Как частица НЕ пишется с глаголами? 2. А) Чтобы у вас сложилось более полное понимание данного орфографического правила, выполним упражнение 137. (Учитель читает выразительно стихотворение) - Кто желает прочитать стихотворение? - Почему стихотворение так называется? - Какие слова в строках рифмуются? Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк? - Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ. | Произносительный (совершенствование интонационных умений) |
9. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания, связанные с развитием речи и с изучаемым материалом) | 8-10 | - Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл. - А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. Теперь откройте учебники и проверьте себя. Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. Все молодцы! - Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах. - А теперь пофантазируем. - На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ и запишите его в тетрадь. - Я уверена, что у вас получились хорошие рассказы. Кто желает озвучить? - Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами? | Грамматический (работа с предложением) |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1-2 | - Домашнее задание у вас будет творческое. Постарайтесь дома сочинить стихотворение или несколько рифм с глаголами и частицами НЕ. Запишите это в тетрадь. | |
11. Рефлексия. | 1-2 | Фразы для рефлексии записаны на доске: Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (-лась)…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… . Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… . | |
11. Подведение итогов урока. | 1-2 | - Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какими членами предложений мы сегодня работали? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. - Всем спасибо за урок. | |