Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении глагола"»
Урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении глагола"
Тема урока: Понятие о спряжении глаголов
Тип урока: первичное предъявление знаний
Класс: 4
УМК: развивающая система Л.В.Занкова
Учитель: Судовцева Евгения Васильевна
Цели урока:
Предметная:
• Познакомиться с понятием спряжения глаголов.
Личностные:
• Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные:
Познавательные.
• Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.
• Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
• Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения.
• Развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач.
Регулятивные.
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
• Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи
• Оценивать правильность выполнения действий, вносить соответствующие коррективы
Коммуникативные.
• Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
• Формулировать собственное мнение
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с любым присутствующим в классе – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика.
- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами.
2.Самоопределение к деятельности.
- Определите, какая часть речи будет героем сегодняшнего урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях цветёт.
3.Актуализация знаний, мотивация.
На доске размещены карточки с выражениями:
Клевать носом
Горит костёр
Гореть на работе
Сломать ногу
Бежать сломя голову
- Все ли выражения мы понимаем в прямом смысле?
- Запишите только словосочетания с переносным значением.
Взаимопроверка в парах.
Карточки с выражениями в прямом смысле с доски снимаются.
- Объясните смысл каждого выражения.
- Используя эти выражения, скажите, как будете сегодня работать.
( Вариант: Не будем клевать носом, а будем гореть на работе. Но сломя голову бежать не стоит: поспешишь – людей насмешишь.)
- Что объединяет глаголы в этих выражениях?
(Глаголы стоят в неопределённой форме)
- Почему эта форма глагола имеет такое название?
(У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, лицо, число, род)
4.Постановка учебной задачи. Проблематизация.
На сенсорном кресте - карточки с названиями грамматических признаков:
время, лицо, число, род, склонение, спряжение.
- Какого из этих признаков точно нет у глаголов?
(Склонение – этот признак есть только у имени существительного)
- Все ли понятия вам знакомы? (не знаем, что такое спряжение)
- Что вы хотели бы узнать о нём?
- Вы знаете, что разные языки имеют общие грамматические основы.
Рассмотрите таблицу на доске и скажите, словами какой части речи нужно её заполнить? (местоимениями)
У учеников на партах заранее разложены карточки с личными местоимениями разного лица и числа – дети выходят к доске и заполняют таблицу.
- Местоимение “дружит” с глаголом. Случайна ли эта дружба?
(Глаголы можно изменять по лицам и числам, так же как местоимения)
5.Решение учебной задачи.
- Мы носом, ребята, не будем клевать,
А станем слово “клевать” изменять.
- Поставим глагол в настоящее время и изменим его по лицам и числам, выделим окончания глагола.
(один ученик работает на доске)
- Измените самостоятельно один из глаголов из словосочетаний (гореть или бежать), выделите окончания – договоритесь с соседом по парте, кто с каким глаголом будет работать.
- Сравните глаголы в одном и том же лице и числе.
(сравнение самостоятельно изменённых глаголов в парах, с изменением слова “клевать” на доске)
- Сравните, что и как изменялось у глаголов, записанных вами, и глаголов в упражнении учебника. (Изменялись окончания)
- Сделайте предположения: что такое спряжение?
- Сколько типов склонения имеют имена существительные? А сколько типов спряжения есть у глаголов русского языка?
- На основе чего глаголы делят по спряжениям?
- Проверим предположения. Как мы может это сделать? (прочитать в учебнике)
- Какие предположения подтвердились?
- Как обозначают спряжение глаголов? (римскими цифрами)
Почему? (чтобы не спутать со склонением)
6.Физкультминутка для глаз по таблице СУС В.Базарного – 3 мин.
По дорожке побежим,
На лужайку прибежим. (следят глазами по зелёной “восьмёрке” )
Зёрен знаний поклюём. (следят глазами по золотистому кресту)
Огонь внимания зажжём. (следят глазами по красному овалу)
7.Первичное закрепление.
Работа в парах.
- В конвертах на партах – набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения.
- Чем можно воспользоваться для самопроверки?
(Глаголами, которые изменяли в тетрадях и на доске)
- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения?
(В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И)
- Какую подсказку-схему можно составить?
( В заглавных печатных буквах Е и И “прячутся” римские цифры I и II )
8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Трансформация незнания в знание.