Цель: дать учашимся представление о семье как составляющей общества в целом. Дать определения понятиям " Общество, Семья. Показать роль главы отца или материв распределении, обязанностей в семье, семейного бюджета. Раскрыть сущность родственных отношений. Развивать речь учащихся, умениеиаргументировать свой ответ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира "Семья - маленькое общество"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА. ТЕМА: СЕМЬЯ - МАЛЕНЬКОЕ ОБЩЕСТВО.
ЦЕЛЬ: ДАТЬ УЧ-СЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.
ЗАДАЧИ:
1. ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ «ОБЩЕСТВО», «СЕМЬЯ».
2.ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ГЛАВЫ (ОТЦА ИЛИ МАТЕРИ) В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СЕМЬЕ, СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА.
3.РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
4.РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ УЧ-СЯ, УМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЙ ОТВЕТ, ДАВАТЬ ПОЛНЫЙ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО.
5.ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ, ОТЦУ, МАТЕРИ, БАБУШКАМ, ДЕДУШКАМ.
Тема урока: «Семья - маленькое общество». Давайте составим синквейн к слову семья. Время выполнения работы - 5 минут. Каждый из вас составляет свой собственный синквейн, затем вы зачитываете их в группе, выбираете лучший.
Лучший синквейн от группы зачитывается вслух.
Например:
1. Семья.
2. Крепкая, многодетная.
3. Живет, увеличивается, празднует.
4. Отец - глава большой семьи.
5. Дети.
Действительно, семья - это отец и мать, бабушка и дедушка, дети и внуки. Семья - это еще и маленькое общество.
3.РЕАЛИЗАЦИЯ. Далее работаем по учебнику «Познание мира-4», с 122. Метод направленного чтения. Уч-ся работают в группах. Время работы - 22 минуты.
СЕМЬЯ - МАЛЕНЬКОЕ ОБЩЕСТВО.
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами. Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. Оно занимает определенную территорию. Его возглавляет всенародно избранный Президент. Для того чтобы общество успешно развивалось, работают различные промышленные, научные, культурные, медицинские и другие предприятия и учреждения.
Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью, и ответственностью друг за друга. Как и в большом обществе, в семье имеется глава - это отец или мать, иногда это старший брат или сестра.
Глава семьи организует всю работу, заботится о других членах семьи, объединяет их. У семьи есть постоянное место жительства и свое хозяйство. Каждый член семьи по возможности работает, учится или занимается домашним хозяйством. Общая обязанность - создавать условия для развития каждого члена семьи. В семье необходимо согласовывать свои действия.
Семейный бюджет общий. В его создании принимают участие все члены семьи. Ты тоже вносишь свой вклад в создание семейного бюджета, потому что, помогая по дому, даешь родителям возможность работать. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по ее благосостоянию судят о процветании общества. В богатом обществе семьи живут, не зная нужды, потому что получают достойное вознаграждение за труд.
У каждой семьи есть круг родственников. У народов нашей страны принято, чтобы родственники помогали друг другу. Помощь бывает разной: при подготовке семейных торжеств, во время болезни, по уходу за престарелыми родственниками и т. д. Человек всегда должен поддерживать эти взаимоотношения. Если ты будешь доброжелателен к другим, то и к тебе в нужное время придут на помощь. Так семья выполняет роль маленького общества.
Уч-ся получают 1 часть текста. Прочитывают ее. Задание: обсудить в парах, группе, а затем общее мнение группы записать в тетради в виде ключевой фразы или предложения. Спикер группы или тот, кто будет высказывать общее мнение, раскрывает так же, почему группа ответила именно так.
В тетрадях: Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами.
Работа продолжается по второй части текста. Уч-ся ее прочитывают. Выполняют задание: обсудить в паре и группе и с помощью учебника записать в тетради, что такое семья. Далее, мнение всех членов группы высказывает один уч-ся.
В тетрадях: Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве, связаны общностью быта и взаимной помощью, ответственностью друг за друга.
Уч-ся получают 3 часть текста. Читают, обсуждают в парах, группе и записывают в тетради обязанности главы и членов семьи. Мнение группы заслушивается.
Получают и читают 4 часть текста. Обсуждают в паре, группе и записывают в тетради ключевое словосочетание из этой части, объясняя, почему выбрали. В тетради: Семейный бюджет.
Работа продолжается по 5 части текста. Задание: выписать в тетрадь, какую помощь оказывают друг другу родственники, предварительно обсудив в парах, группе, и сформулировав общее мнение группы.
В тетради: 1. подготовка семейных торжеств
2. уход за больными
3. уход за престарелыми родственниками
4. РЕФЛЕКСИЯ. Уч-ся предлагается написать мини-эссе за 5 минут на тему «Моя семья» объемом 5-6 предложений. Желающие зачитывают свои эссе, остальные сдают на проверку учителю. Домашнее задание: составить кластер «Мои родственники» и сделать коллаж на эту же тему.