Учитель: Зиновьева А.М.
Урок по познанию мира. 4 «а» класс.
Тема: ЗОНА ПУСТЫНЬ.
Цель урока: познакомить с понятием «пустыня», с разнообразием животного и растительного мира; развивать воображение, память, внимание; речь, воспитывать у учащихся чувство ответственности за обучение.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Орг.момент.
Снова пришел долгожданный миг -
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
2. Актуализация опорных знаний.
- Перед тем как отправиться в путешествие дальше, мы должны убедиться, что готовы преодолевать трудности и пользоваться предыдущим опытом.
-О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Действительно, на прошлом уроке мы с вами вели речь о такой природной зоне, как СТЕПЬ. Чтобы проверить , как вы усвоили особенности этой природной зоны,мы поработаем с вами в парах.
Вам предлагается одно высказывание и несколько вариантов дополнения. Задача заключается в том, чтобы вы, выбрав правильное дополнение, составили истинное высказывание.
1. Зона степей расположена на нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Растения степей - это:
а) мак, тюльпан, канареечник
б)василёк, лютик, душица
в) камыш, рогоз, тростник
4. Степные птицы:
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки
б) ястребы, кедровки, сойки
в)степной орёл, дрофа, воробей
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
3. Работа над новой темой.
Ребята, отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)
- Это слово будет для вас подсказкой. В природной зоне, о которой мы будем сегодня говорить, солнце светит очень ярко, засушливый климат… Это ….
1)Составление кластера. Какие ассоциации к данному слову вас возникают?
Что мы узнаем о пустынях сегодня на уроке? (О растениях и животных пустыни)
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно поёт.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2)Сообщения учеников
1)Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара. Пустыни расположены на юго-западе нашей страны, на берегу Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.
Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к экватору, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев.
Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 С и длится она 2-3 месяца.
2) Сообщениях о видах пустынь.
Продолжаем изучать природные зоны в группах.
У нас две группы: «Биологи» и «Зоологи».
3. Задание на соответствие: «Виды пустынь»
Учащиеся работают с учебником, дополнительным материалом, картинками и оформляют постеры.
4. Подготовьте сообщениями о растениях и животных пустынь.
Подводим итог. Растения имеют длинные корни , чтобы добывать из глубины воду. Листья у растений пустыни в основном в виде колючек, чтобы испарять как можно меньше влаги.
- Какова же особенность животного мира зоны пустынь?
(Выступление детей с сообщениями о животных).
Подводим итог.
-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
5. Работа в парах. «Да - нет»
Взаимопроверка в парах
6. Выставление оценок за урок ( оценочный лист)
Итог урока.
- Где находится зона пустынь?
-Какая зима в пустыне?
- Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное)
- Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне? (Ведут в основном ночной образ жизни).
- Какие экологические проблемы возникли в зоне пустынь?
7. Рефлексия. А какие лучики вы выберите нашему солнышку?
«Солнышко»
8. Домашнее задание. Учебник с. 76 – 80.
Оценочный лист
Ф. И | Тест | Работа в группе | Да - нет |
| Оценка за урок |
Дюсенов Данияр | | | | | |
Чернова Вика | | | | | |
Кейзеров Саша | | | | | |
Балшикбаев Айдос | | | | | |
Оценочный лист
Ф. И | Тест | Работа в группе | Да - нет |
| Оценка за урок |
Алгауова Дильназ | | | | | |
Нагашбаев Рахат | | | | | |
Найманова Айжан | | | | | |
Да – нет
Пустыня – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.
Пустыни бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.
Почвы пустынь очень плодородны. Да. Нет.
Наиболее распространённое растение пустынь –
саксаул. Да. Нет.
Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в пустыне благодаря длинному корню. Да. Нет.
Растения пустынь сдерживают движения песка. Да. Нет.
Животные пустынь спасаются от жары в глубоких прохладных норах, прячутся в тени кустарников и
камней. Да. Нет.
Верблюд легко переносит жару. Да. Нет.
ЗООЛОГИ
БИОЛОГИ
)Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара. Пустыни расположены на юго-западе нашей страны, на берегу Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.
Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к экватору, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев.
Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 С и длится она 2-3 месяца.