Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
Давайте начнем наше занятие.
Основная часть.
Развитие ПБР.
Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать.
Уч-ся собирают разрезную картинку – индивидуально для каждого, дифференцированное задание.
Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)
Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и принес много интересных заданий.
Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).
Звуковичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику, чтобы на правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка.
Трубочка-заборчик
Испеки блин
Лопатка-горка
Введение в тему.
Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел.
Ранним утром стадо гусей направлялось к воде важно крича: «Га-га-га».
А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье : «Ко-ко-ко».
Кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)
Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)
Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).
Вспомните, как кричали гуси (ГА-ГА-ГА).
С какого звука начинается крик гусей (со звука Г).
Как кричали куры (КО-КО-КО).
С какого звука начинается крик кур (со звука К).
Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.
Сравнительная характеристика звуков Г-К.
Давайте сравним звуки Г –К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.
Возьмите зеркала и положите руку на горлышко.
Произнесите звук Г.
Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.
Звук Г – согласный, твердый, звонкий. Вывешивается картинка-символ звука
Произнесите звук К.
Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.
Звук К – согласный, твердый, глухой. Вышивается картинка-символ звука.
«Песенки»
А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.
ГА-ГА-КА
ГЫ-ГЫ-КЫ
КО-ГО-ГО
КУ-ГУ-КУ
КА-ГА-КА-ГА
ГО-КО-КО-ГО
ГУ-ГУ-КУ-КУ
« Отгадай загадки».
А еще Звуковичок принес нам картинки с предметами, а так же загадки про эти предметы.
Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается.
Черный, проворный,
Кричит «крак» -
Червякам враг (Грач)
Кто сидит на ёлке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку» (Кукушка)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это… (Гусь)
Клохчет, клохчет,
Детей созовет,
Всех под крылья соберет. (Курица)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка. Все птицы ж, а она животное).
Физминутка.
Вышла курочка гулять.
Свежуй травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы,
Целое корытце.
Обозначение звуков Г-К буквами на письме и при чтении.
А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
Пропишем букву Г в воздухе пальцем:
- прописную
- строчную
А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.
Пропишем букву К в воздухе пальцем:
- прописную
- строчную
Пальчиковая гимнастика.
Звуковичок увидел, что Ваши ручки хорошо умеют рисовать, и он просит помочь ему рассказать стихи руками.
На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик»
Много зелени кругом. Волнообразные движения рук
Вот деревья, вот кусты Изобразить руками деревья, кусты
Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон, который
Распускается
Окружает все забор Изобразить пальцами забор
За забором – птичий двор. Погладить ладонями стол
Мы ворота открываем Кистями рук показать ворота
К дому быстро подбегаем Пальцами пробежать по столу
В дверь стучимся: «тук-тук-тук» Постучать кулаком по столу
Кто-то к нам идет на стук Ладонь к уху –прислушаться.
Работа в тетрадях.
А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них.
- запишем число,
- тему урока.
«Слоговая мозаика»
Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги
ГА или КА.
Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.
«Наложенные изображения»
Пока мы с Вами вставляли слоги, Звуковичок получил странные рисунки.
Внимательно посмотрите на них, назовите предметы, которые Вы видите.
Определите место звуков Г-К.
Запишите слова в тетрадь (девочки – названия фруктов, мальчики – названия овощей).
Упражнения для глаз.
А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.
Проследите глазами за движущимися предметами.
Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.
Хорошо в лесу, птички поют. Звуковичок вспомнил чистоговорки и предлагает Вам их повторить. (Хором, после педагога).
Га-га-га – вышли гуси на луга.
КА-ка-ка – наша елка высока.
Го-го-го – не увижу никого.
Ко-ко-ко – по теченью плыть легко
Гу-гу-гу – много пчелок на лугу
Ку-ку-ку – Катя сыпала муку.
«Составь словосочетания».
После такой звуковой разминки Звуковичок присел отдохнуть и увидел, как по дорожке спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов правого и левого столбиков.
« Вставь буква Г-К в стихотворение и прочитай его выразительно».
Сегодня у нас на уроке был Звуковичок и мы выполняли его задания. Но вот пришло время расставаться. На прощание он решил подарить Вам свое любимое стихотворение, но так торопился написать его, что пропустил буквы Г-К.
Вставьте в слова буквы, прочитайте стихотворение выразительно.
Итог занятия. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке
- вывод (что делали, какие звуки различали)
-оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов