Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Тема: «Осень. Признаки осени».
Цель:уточнить и систематизировать представления обучающихся об осени и признаках осени.
Задачи:
Обучающие: формировать умение выделять признаки осени, учить устанавливать взаимосвязь между живой и не живой природой в осеннее время года.
Коррекционные:
-корректировать мышление и наглядно-образную память при составлении рассказа по картине, по плану;
-корректировать внимание на основе игровых упражнений;
-корректировать память на основе речевых упражнений по подбору признаков осени, составления рассказов об осени, через проговариваниечистоговорок, скороговорок.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды деятельности;
-прививать умение работать в группах, умение выслушать мнение других, быть доброжелательными и ответственными за себя и за товарищей.
Основные дидактические методы:проблемные методы обучения; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Тема: «Осень. Признаки осени».
Цель: уточнить и систематизировать представления обучающихся об осени и признаках осени.
Задачи:
Обучающие: формировать умение выделять признаки осени, учить устанавливать взаимосвязь между живой и не живой природой в осеннее время года.
Коррекционные:
-корректировать мышление и наглядно-образную память при составлении рассказа по картине, по плану;
-корректировать внимание на основе игровых упражнений;
-корректировать память на основе речевых упражнений по подбору признаков осени, составления рассказов об осени, через проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды деятельности;
-прививать умение работать в группах, умение выслушать мнение других, быть доброжелательными и ответственными за себя и за товарищей.
Основные дидактические методы:проблемные методы обучения; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный .
Формы работы:фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методические приемы:
-рассказ учителя,
-проблемные вопросы,
-творческие задания,
практические упражнения.
Педагогические технологии:
-элементы технологии проблемного обучения,
-элементы игровой технологии,
-здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому, физкультминутки, гимнастика для глаз).
Оборудование:
-ноутбук; проектор; экран;
-карточки с заданием для обучающихся;
-карточки с названием месяцев;
-картинки с изображением лета и осени;
-карточки с изображениями перелетных птиц.
План урока:
-Организационный момент.
-Актуализация знаний и постановка проблемы.
-Совместное открытие новых знаний.
-Самостоятельное применение знаний.
-Итог урока. Рефлексия.
Организационный момент:
Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Очень тихо вы присели и работать захотели.
Руки? На месте! Ноги? На месте!
Локти? У края! Спина? Прямая!
- наш урок развития устной речи, какая важная задача перед нами стоит? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)
-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Слушать, думать, отвечать.)
- На ваших партах лежат смайлики: один веселый, а другой грустный. Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению. Хотелось, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.
- Сейчас поиграем в игру «Времена года». Я назову время года, а вы назовете месяца, соответствующие этому времени года. ( После ответа обучающихся на слайде появляются названия месяцев)
- Отгадав загадку, вы назовете тему нашего урока.
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень) Слайд
- Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и о том, как меняется природа за три осенних месяца.
Первый месяц осени – сентябрь. Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)
Октябрь – середина осенней поры.(Слайд)
В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)
Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)
Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.
- О каком признаке осени говорят эти слова: падают с ветки желтые монетки…( листопад) Слайд
- По каким признакам мы можем определить наступление осени? (ответы детей)
В неживой природе:
похолодание,
первые заморозки,
последняя гроза,
затяжные дожди,
густые туманы,
первый снег
Работа над скороговоркой ( проговариваем 3 раза: медленно, быстро, еще быстрее) Осень, осень — листопад,
В жёлтой проседи лес, сад,
Физкультминутка.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели, Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покрутил И на землю опустил.
Как меняется осенью жизнь в живой природе?
(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.)(Слайд)
-Что происходит с насекомыми? (слайд)
-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)
-Закапываются поглубже в землю? (жуки)
-Как ведут себя птицы?(слайд13) (многие улетают в теплые края)
-Как вы думаете зачем?
-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные) (слайд)
-Как можно помочь зимующим птицам? (слайд)
-Какие изменения происходят осенью в жизни животных? (ответы детей). (слайд)
-Какую помощь может оказать человек в холодное время года животным и нужно ли это делать? (ответы детей). (слайд)
В живой природе
Листопад
прячутся насекомые
улетают птицы
готовят запасы животные
животные впадают в спячку
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимаем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
-Построение предложений.
1.Построить предложения из слов. ( Осень, деревья, золотой наряд, медведь, берлога)
Наступила осень.
Деревья надели золотой наряд.
Медведь строит берлогу.
2. Составить рассказ из предложений.
Ребята пришли в сад.
Пролетело веселое лето.
Там они собирали листья.
Наступила осень.
Получилась красивая выставка.
Из листьев на уроке делали поделки.
Работа в группах. (У каждой группы задание, затем взаимопроверка и оценивание).
1группа:
-Зачеркнем те явления природы, которые не относятся к осени.
Стало холоднее.
День увеличивается.
Стало теплее.
Дни стали короче.
Птицы прилетают с юга
Река замерзает.
Лед на реке тает.
Листья распускаются.
Листья желтеют.
Птицы улетают на юг.
Солнце светит мало.
2 группа: Выбрать из 2 столбика названия месяцев, соответствующих времени года.
-А какие пословицы об осени вы знаете?
1 сентября — 23 сентября: начало осени. 24 сентября — 14 октября: золотая осень. 15 октября — 22 октября: глубокая осень. 23 октября — 26 ноября: предзимье. 27 ноября — 30 ноября: первозимье.
У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Октябрь плачет холодными слезами.
Осень — перемен восемь.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
Итог урока. Рефлексия.
-Назовите признаки неживой природы.
-Признаки неживой природы.
- На ваших партах лежат смайлики. Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению к концу урока.
И в заключении хотелось бы закончить урок фрагментом
стихотворения А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…
Домашнее задание: Провести наблюдение за листопадом.