Урок окружающего мира в 3 классе «Русская трапеза»
Урок окружающего мира в 3 классе «Русская трапеза»
На уроке дети знакомятся с традициями русского народа, русской трапезой, соотносят части пословиц, работают с учебником, анализируют материал, делают выводы, применяют полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивают усваиваемое содержание учебного материала, определяют общие для всех правила поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе «Русская трапеза»»
Разработка урока «Русская трапеза»
Предмет:
Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века»
МКУ СОШ № 9 г. Нижнеудинск, Иркутская область
Класс: 3
Учитель: Воронова Л.А
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
Компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).
Толковые словари Ожегова, Ушакова.
Учебник.
Слайд – презентация.
Раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями.
Карточки с текстами «Традиции русской трапезы» (для приёма «Инсерт»)
Используемые учебники и учебные пособия:
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №2, карточки в конвертах с заданиями для исследования, карточки 3 цветов, словари Ожегова и Ушакова.
Список использованной литературы:
Учебник «Окружающий мир» 3 класс. Часть 2.(Издание 2,переработанное), Москва «Вентана – Граф»2014, Н.Ф.Виноградова
Домашнее меню современной хозяйки. Кулинарный ежедневник. Автор сост.М.Н. Пьяница - М. Эксмо,2008.
Исследование традиций русского гостеприимства Автор статьи - А.Самолюк, студент II курса кафедры "Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе" МФПА
Технология личностно – ориентированного образования как фактор успешного обучения в начальной школе . И.В.Белявская(ж. «Начальная школа плюс до и после»№ 1,2009)
План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.
Тема урока«Русская трапеза»
Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата урока 26.02.14 г
Образовательные ресурсы:
1. Компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).
Толковые словари Даля, Ушакова.
Учебник.
Слайд – презентация.
Раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями. Карточки с текстами «Традиции русской трапезы» (для приёма «Инсерт») (с использованием методического приёма «Инсерт», метода сотрудничества (работа в группах), исследовательской работы)
План урока
I. Организационный момент:
II. Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.
III. Постановка цели и задач урока.
IV. Первичное введение знаний.
V. Исследовательская работа в группах
VI. Представление отчётов работы группы
VII. Психологическая разгрузка.
Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности.
VIII. Закрепление знаний
1) Доскажи пословицу.
2) Заполни схему.
IX. Домашнее задание
X. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цели урока: создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме «Русская трапеза»; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);для формирования интереса к предмету.
Задачи:
1. Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой.
2. Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, речь, умение работать в команде.
3. Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Формы и методы обучения.
Форма работы: групповая.
Методы: по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Методы сотрудничества (работа в группах) и исследовательской работы)
Основные термины и понятия: трапеза, дрочёны, расстегай, взвар, ботвинья.
Технологии
Исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные.
Предметные
- познакомить с традициями русского народа, русской трапезой,
-уметь соотносить части пословиц,
-учить работать с учебником, анализировать материал, делать выводы,
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Ход урока:
Организационный момент. (Дети сидят в группах)
Учитель: Добрый день! Мы начинаем урок окружающего мира. Работать будем в группах. Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку.
Возьмитесь крепко за руки, почувствуйте тепло своего товарища, пусть это тепло и поддерживает вас весь урок.
Вы будите работать, не соревнуясь, а сотрудничая. Каждый участник группы должен внести свою лепту в работу группы.
Оценивать вашу работу будут капитаны групп. Одна группа из двух человек: СПРАВОЧНОЕ БЮРО. Будем трудности слаживать в старинные сундуки.
Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
II. Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока. Бой колоколов.
СЛАЙД 1
Времена теперь другие, как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия от страны, какой была. Умный, сильный наш народ свою землю бережёт. А преданья старины забывать мы не должны.
СЛАЙД 2
– Как называли нашу страну в разные исторические времена?
Древняя Русь. Московская Русь. Россия, Российская империя. СССР (РСФСР) Россия, Российская Федерация
– Кто правил страной в Древней Руси? (Великий князь.) – Кто стал первым русским царём? (Князь Иван IV Грозный, 1547 г.) – При каком царе Россия стала империей? (Петр I , император.)
1.Слайд№2.
Ребята, этот урок мы проведём совместно с потомком древних славян. Давайте с ним познакомимся.
-Что вы уже знаете о славянах?
-Какими были славяне?
-Как помогали друг другу?
-Как принимали гостей?
Стр. 50 учебника
-А что бы хотели узнать ещё?
Слайд №3
«Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?»
А.С.Пушкин
-Значение какого слова вам не совсем знакомо и понятно?
Слайд №4
-О чём задумался Ванечка?
-Трапеза? Что это такое?
СПРАВОЧНОЕ БЮРО
Трапеза с греческого языка – кушанье. Обратимся к экспертам. то скажут они? Трапеза.(Пища, еда, угощение, блюдо)
· Трапеза — Ушаков
ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол].
1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.
Трапеза - Толковый словарь В.Даль
Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют,
Слайд №5 (В крестьянской семье)
-Что будут делать члены семьи? (трапезничать)
-Чего не знает сын? (Правил русской трапезы)
Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Мы говорить будем о? О русской трапезе.
Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие и определили тему урока.
III Постановка цели и задач урока.
-Заинтересовала ли вас эта тема?
-Что каждый из вас хотел бы узнать на уроке? (ответы обучающихся)
-Какую цель поставите перед собой на уроке?
Молодцы! Ваши цели достижимы, связаны с жизнью.
Уверена, что сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы.
-Сегодня мы поговорим о традициях русского народа, познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни.
Слайд № 6.План урока.
Работать будем по данному плану.
IV. Первичное введение знаний.
Учитель: Трапеза – это прием пищи.
В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение.
Сейчас определим, что вы знаете о правилах русской трапезы.
1. Возьмите в руки карточку №1. (приём «Инсерт», использование 2 знаков):
Читаем текст и ставим на полях нужный знак:
«V»- уже знал , «+»- новое.
Каждая трапеза имела свой определенный час.
Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
Место во главе стола сохранялось за хозяином.
Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
Пока семья собирается, никто не начинает есть.
Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
Русских всегда отличало гостеприимство.
Вывод: я знал, что …
А вот, что …. для меня оказалось новым.
Покажите, как вы справились с работой легко или имели трудности.
1. -Как вы думаете, без чего не обходилась ни одна трапеза?
-Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба.
Это была главная пища славян.
-Почему так говорят? Слайд № 7
Хлеб – всей жизни голова
1. УЧИТЕЛЬ: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.
Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.
- Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками.
-Знаете ли вы пословицы о хлебе? (на доске: Собери пословицу)
“Хлеб - нет обеда”
«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - всему голова»
“Без хлеба - богатство нашей Земли!»
“Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно»
«Без печки холодно, а - не будет и обеда»
«Хлеб ногами топтать всё не беда».
«Покуда есть хлеб да вода, без хлеба голодно»
«Нет хлеба - народу голодать»
«Всё приедается, а хлеб – нет»
Давайте похлопаем себе, и скажем: - Какие мы молодцы!
Распечатать каждой группе
2 стола по 6 человек1 стол- 5 человек1 стол – 2 человек
V. Исследовательская самостоятельная работа в группах.
Постановка проблемного вопроса.
Напрашивается вопрос:
- А трапеза была во всех семьях одинаковой в давние времена?
Давайте выдвинем гипотезы: предположим, что трапеза была во всех семьях одинаковой. Предположим, трапеза была не во всех семьях одинаковой.
Чтобы согласиться или опровергнуть одну из предположенных гипотез, я предлагаю вам провести исследование.
Темой нашего исследования станет трапеза в русских семьях.
1.Вы сейчас будете учёными - исследователями.
Что же мы будем исследовать? Для чего?
Алгоритм работы в группе
1) Изучите материал учебника.
2) Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы.
3) Подготовьте рассказ.
Капитан оценивает работу каждого в группе
«5»-каждый проявлял активность,
«4»- активность средняя
«3» - мало принимал участия в обсуждении
3. Откройте конверт, прочитайте задание.
- Все ли понятно? Есть вопросы?
1 группа.
ЗАДАНИЕ №1
Откройте все учебник на стр. 77-78 .
Выбрать из статьи учебника: Как питались в старину крестьяне.
(сначала все работают с учебником, потом обсуждают все вместе, а капитан распределяет, кто будет рассказывать, все дополняют)
ЗАДАНИЕ № 2
- Как питались в старину крестьяне.
Мы проанализировали и пришли к выводу, что ……
В пост
5 часов утра - чай с хлебом
9 часов утра - то же
12 часов дня - редька с квасом; иногда рыба, хлеб
5 часов вечера - чай с хлебом
9 часов вечера - остатки обеда
В мясоед
5 часов утра - чай, молоко, калачи ( хлеб )
9 часов утра - то же
12 часов дня - щи, молоко, черный хлеб, квас
5 часов вечера - чай, молоко, калачи ( хлеб )
9 часов вечера - остатки обеда
(В крестьянских семьях двести лет назад люди вставали очень рано, в 5 часов утра, наверное, у них было много работы, чтобы прокормить свою семью, питались однообразно, и все продукты были сделаны и выращены своими руками. Например мы видим хлеб, молоко, чай, квас.
Ф.И. учащегося
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Итоговая оценка
баллов
балла
балла
балла
балла
балла
2 группа
1. Откройте все учебник на стр. 81-82
2. Выбрать из статьи учебника: каким был стол в богатых домах и по какому поводу устраивались такие застолья. (сначала все работают с учебником, потом обсуждают все вместе, а капитан распределяет кто будет рассказывать, все дополняют)
Ф.И. учащегося
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Итоговая оценка
балла
балла
балла
балла
балла
балла
3 группа
1. Откройте учебник на стр. 82-83.
2. Рассмотрите картину Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»
- Какие приметы купеческого быта можно описать по этой картине?
- Почему художник выбрал такую цветовую гамму?
- Что хотел этим подчеркнуть?
Сочините рассказ по картине. Можно начать рассказ так: «Солнечный летний день…. стр. 82.
Ф.И. учащегося
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Итоговая оценка
балла
балла
балла
балла
балла
4 группа
Работает со справочным материалом «Справочное бюро»
1. Найти в толковом словаре название блюд и сделайте закладки на этих страницах:
дрочёны, расстегай, взвар, ботвиньяи из чего они изготавливаются.
(На Руси готовили и такие блюда …..
Ф.И. учащегося
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Итоговая оценка
баллов
балла
Слайды №13,14
Учитель: - Я вижу, группы готовы.
- Благодаря увиденному и услышанному, вы можете проникнуть в мир истории.
VI Представление отчётов работы группы.
Выступление групп. …
1. Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос.
Вывод: - А трапеза была во всех семьях одинаковой в давние времена?
Какую гипотезу мы опровергли? Трапеза была во всех семьях одинаковой или трапеза была не во всех семьях одинаковой.
….
Ну вот, неизвестное стало известным.
Каждый из вас сделал сейчас маленькое, но невероятное открытие
Молодцы! А теперь покажите карточками комфортно ли вам было работать в вашей группе?
Карточки на столах.
ДВА СУНДУКА. Если при работе испытывали трудности, кладём чёрную монетку в левый сундук, если легко, то в правый сундук -жёлтую.
Учитель:
- Как вы думаете почему на Руси было много богатырей, которые славились своей силой и удалью?
–Дети: (Пища была полезной и здоровой)
ФИЗМИНУТКА «Богатыри»
-А какое ещё кушание было распространено в те времена, да и сейчас тоже вы скажете после того, как посмотрите сказку.
(Входят Солдат и Старуха.)
Ведущий:
Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…
Солдат:
Здравствуй, Божья старушка!
Дай мне чего-нибудь поесть.-
Старуха:
Вон там на гвоздике повесь.
Солдат:
Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
Старуха:
Где хошь, там и заночуешь.
Солдат:
Глухая! Подавай на стол!
Старуха:
Да нечего, родимый!
Солдат:
Свари кашицу!
Старуха:
Да не из чего, родимый!
Солдат:
Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)
Ведущий:
Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
Солдат:
Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.
(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)
Ведущий:
Солдат сыплет крупу, пробует.
Старуха:
Готова ли?
Солдат:
Совсем готова была, да только маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)
Солдат:
Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!
(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)
Старуха (смакуя кашу):
Служивый, а когда ж топор будет есть?
Солдат:
Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)
(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)
Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.
- А как вы думаете, ребята, какую кашу мог варить Солдат?
Слайд №8
-Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а зёрна варить. “Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным. Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил.
Слайд № 9
Учитель:
Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня.
Не зря в России главный столовый прибор - ложка.
На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не
только простые люди, но и купцы и бояре.
Слайд №10
Дай названия блюдам русской кухни.
Слайд №11
1.- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. Почему именно блин является символом этого праздника?
Как проходила трапеза, и что употребляли в пищу наши предки, мы уяснили. А вот, что они пили, можно написать целую сказку. Ведь редкая русская народная сказка не оканчивается словами: «И там я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!».
Итак, что же такое сказочный русский мед?
Дети
Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Так, Лаврентьевская летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году князем Владимиром. Для этого пира князь заказал сварить 300 бочек меда. Излюбленный напиток готовили медовары. Они специально обучались, а затем посвящали себя этому делу до конца жизни. Уже давно не варят медов на Руси.
Напитками в России называли первоначально только те безалкогольные жидкости, которые были сытными и питательными. Почти все русские напитки оригинальны и не повторяются ни в одной другой национальной кухне. Это сбитень, квасы, меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы самостоятельные. Одни согревали холодными зимами, другие освежали.
Самый известным напитком в России, придающим силы, является – квас.
Это истинно русское питье, и в мире оно не встречается. Квасы в России делали исключительно из натурального сырья – хлеб, плоды и ягоды, мед. Исключительные вкусовые качества и неповторимый аромат делали этот напиток единственным в своем роде. Для улучшения вкусовых качеств в квас добавляют различные травы, коренья и пряности.
VII. Психологическая разгрузка.
На Руси ели и пили вкусно испокон веков. Но главное, о чем написано в Библии и о чем помнили наши предки “Не хлебом единым жив будет человек”, то есть надо помнить прежде всего о душе, жить по законам Добра и Справедливости, не забывать о здоровье тела, ведь здоровый дух в здоровом теле. Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности.
Сейчас сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, «войдите» в образ произносимого, проникнитесь им, представьте картины произносимого текста.
Звучит медитационная музыка.
Сотвори в себе солнце.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Она несёт тепло всем, всем, всем, всем (руки в сторону
Подарите это тепло тому, кому хотите..
Учитель:
Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.
VIII.Закрепление изученного материала
Учитель:
Давайте повторим основные понятия по теме урока.
Что употребляли в пищу русские люди?
-Что было обязательной принадлежностью стола?
-Где размещались почетные места за столом?
- Как называется место, где трапезничают? (Трапезная)
-Что такое трапеза? (Прием пищи, еда, стол)
Учитель: Спасибо. Молодцы.
1. Предлагаю вам продолжить работу и коллективно заполнить схему «Блюда русской трапезы»
На столе у вас лежат конверты с карточками. На них написаны названия блюд русской кухни. Я предлагаю выбрать названия блюд и помочь мне заполнить схему «Блюда русской трапезы» у доски. Распределите карточки в 2стопки: (напитки, горячие блюда)
Вывод: Мы запомнили названия русской трапезы.
Слайд № 15
Если вы захотите узнать больше о русских блюдах, то можете воспользоваться книгой «Домашнее меню современной хозяйки»
IX.Домашнее задание: на альбомном листе записать рецепт одного из блюд русской кухни. Нужно подойти творчески к выполнению работы. Чтобы она понравилась не только учителю, вашим одноклассникам, но и вам в том числе. Можно использовать рисунок, открытку, фото готового блюда.
X.Итог урока.
Рефлексия.
Поднимите карточку.
1) Урок прошёл удачно. Я доволен собой – зелёная карточка
2) Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой - желтая
3) Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!- красная
Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен.