Урок окружающего мира по теме "Почему воду нужно беречь?"
Урок окружающего мира по теме "Почему воду нужно беречь?"
Рассмотреть причины загрязнения водоемов. Ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду. Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность. Развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Почему воду нужно беречь?"»
Тема: Почему воду надо беречь?
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: формулировать тему урока; искать и выделять
необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк - Начинается урок Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами, И вперёд, за новыми знаниями!
- Оцените своё настроение на начало урока!
- Хорошее настроение залог отличной работы на уроке.
-Какие умения возьмём на урок?
2.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
-Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
-Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
-Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
-Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: без чего невозможна жизнь на Земле?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что ОНА–
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться ,не напиться!
Смею Вам я доложить –
Без чего нам не прожить!
Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям.)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях, а сейчас проверим, что вы запомнили о воде.
Тест:
1) Пар это
а) вода в жидком состоянии;
б) вода в газообразном состоянии;
в) вода в твердом состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
а) при нагревании вода сжимается;
б) при нагревании вода расширяется;
в) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода впиталась в поверхность пола;
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;
в) вода с поверхности пола испарилась.
4) Лед и снег-это вода
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Учитель: а теперь проверим, правильно ли вы написали.
- Самопроверка.
-Самооценка.
4.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжим разговор….как вы думаете, о чём?
- Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку.
Сказка:
В одном царстве по имени Грушевское жил-был Пашков пруд, так его назвали в честь семьи, которая жила у пруда. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой пруда, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к пруду, оставлял там много мусора. Обиделся он на людей и спрятал всю рыбу под своим обрывистым берегом, а сам покрылся густой тиной и зарос камышом. Пришли утром люди к пруду и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились, стали просить у Пашкова пруда прощения, стали ухаживать за ним. Простил людей пруд, выпустил рыбу, очистил свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
Так о чём же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять)
Итак, тема урока: «Почему надо беречь воду?» (на доске)
- И какие задачи мы должны решить на этом уроке?
- Чему должны научиться?
Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме:
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;
3)Уметь описывать и классифицировать растения.
-А почему вы считаете, что третья задача не относится к нашей теме? (Изучаем воду).
-Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья
- Водичка из сказочного Пашкова пруда.
Вопросы:
1) Где на планете встречается вода?
2) Для чего человеку нужна вода?
3) Почему чистой воды становится меньше?
4) Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
5) Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах?
Поможем Водичке ответить на вопросы, а для этого поработаем в группах.
Назовите правила работы в группах.
- Помните, что работать должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
5.Физкультминутка
Снова дальше мы идём, Перед нами водоём. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. Раз-два, раз-два, Позади теперь вода!
6.Работа по теме урока.
Учитель: Очень-очень давно, много миллионов лет назад, ещё до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные учёные пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле. А вам интересно, какие вопросы приготовила Водичка?
Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос для группы.
Вопрос для первой группы: Где на планете встречается вода?
(Работа с учебником, стр. 91 обсуждение в группах, прослушивание отчетов.)
Дополнительная информация:
Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.
Вопрос для второй группы: Для чего человеку нужна вода?
Дополнительная информация:
А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. А кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения)
Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.
Учитель:
Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы, высказывания.
На доске:
***
«Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца…Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери.
***
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды."»
Василий Михайлович Песков.
-Вы согласны с их словами?
-А сколько пословиц о воде…..
Учитель:
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы )
Не забывайте, что работаем в группах.
Начало
Концовка
Тише воды,
не суйся в воду.
Под лежачий камень
молодецкая еда.
Хлеб да вода
ниже травы.
Не зная броду,
вода не течет.
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
Водичка благодарит вас за ответы.
Вопрос для третьей группы: Почему чистой воды становится меньше? (Работа с текстом учебника стр. 93). Ответ: Производственные и бытовые отходы делают воду непригодной для питья.
Дополнительная информация:
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Вопрос для четвёртой группы: Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна? Ответ: от загрязнённой воды гибнут растения и животные в реках, озёрах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Дополнительная информация:
Пить воду из реки, озера, пруда нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
Вопрос для пятой группы: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (Работа с текстом учебника стр. 93)
Дополнительная информация:
Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. (Разбор схемы на стр. 94)
Водичка благодарит вас за ответы.
Решение экологических задач.
Учитель:
1) За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
2.Тест. (Работа с карточками).
1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2) Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3) От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве
4) Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
- Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше.)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всё живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь.)
- Почему воду нужно беречь?
8. Самоанализ и самооценка ученика.
«Фейерверк»:
З.- Я все понял, могу объяснить
Ж.- Я понял
К.- Я не все понял
Учитель:
Подведение итогов урока.
- Возвращение к целям урока.
9. Игра «Это я, это я – это все мои друзья».
Учитель:
Давайте поиграем с вами и я узнаю, умеете ли вы вести себя на реке. (Если останется время).
Кто, придя на водоём,
Лилии срывает в нём? (Дети молчат.)
Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает? ( «Это я, это я – это все мои друзья!»)
Кто на глади зеркальной речной,
Не нарушает уток покой? (Это я, …)
Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём? (Дети молчат.)
Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке. (Дети молчат.)
Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижаем. (Это я, …)
Мы машины в реке моем,
Копоть, грязь с неё отмоем. (Молчат.)
Мы кувшинки охраняем,
И рогоз не обрываем! (Это я, …)
Учитель:
Молодцы! Теперь я точно знаю, что вы умеете вести себя на реке.