- обучающие: производить слого-звуковой анализ слов; обозначать слияние [j’о] буквой ё; объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах; называть особенность буквы ё(обозначать целый слог-слияние — два звука); приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё; делатьвывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё; обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных; находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.
- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Звук [йо], буквы Ё,ё"»
Предмет: обучение грамоте (литературное чтение)
Тема урока: Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё
Цель урока: знакомство детей с буквой Ё,ё, формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.
Задачи:
- обучающие: производить слого-звуковой анализ слов; обозначать слияние [j’о] буквой ё; объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах; называть особенность буквы ё(обозначать целый слог-слияние — два звука); приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё; делатьвывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё; обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных; находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.
- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.
– Для чего мы сюда пришли?
Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно.
II. Вводное слово учителя
– Ребята! К нам в гости пришел Снеговик и принес письмо о Деда Мороза.
Я письмо сейчас открою, Содержание раскрою. В гости Дед Мороз зовёт И вопросы задаёт. Отвечая, не спешите, Ум, смекалку покажите И фантазию включите, Дед Мороза удивите. На уроке отвечайте И подарки получайте.
– Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо?
– Какой праздник приближается? (Новый год)
– Что вы знаете об этом празднике? (встреча Нового года один из самых старинных обычаев. В России начало года 1 января введено Петром 1. До этого этот праздник встречали 1 сентября)
– Вы ждёте в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждёт ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. За хорошую работу на уроке все ребята получат подарки от Деда Мороза.
III. Актуализация знаний.
– Какая бывает речь? (устная и письменная)
– Из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– А из чего состоят слова? (из звуков)
– На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
– Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные)
– Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные, безударные)
– Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
– Что обозначают буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков)
– Какую помощь оказывают буквы второго ряда? (смягчают)
– В чём заключается особенность букв я, е? (эти буквы могут обозначать два звука)
– В каких случаях это бывает? (в начале слова, после гласной)
– Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые обозначают два звука? (ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе урока)
IV. Постановка темы урока
– Отгадайте загадку. Загадает нам загадку Ваня:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
– Сколько слогов в слове? (ёл-ка)
– Назовите первый слог?
– Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)
– Назовите второй слог?
– Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)
– Позовите слово, на какой слог падает ударение?
– Составим схему этого слова.
– Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку. Загадает нам ее Данил.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток – ни одной.
– Сколько в слове слогов? (ё-жик)
– Назовите первый слог?
– Из каких звуков состоит первый слог? (йо)
– Назовите второй слог?(жык)
– На какой слог падает ударение? (на 1)
– Составим схему к слову ёжик?
– Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите (йо)
V. Сообщение темы урока
– Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (знакомство со звуком (йо) и буквой ё)
– Цель урока: научиться читать слоги и слова с этой буквой.
- И вот ёжик принес вам букв Ё.
– 29 ноября 2013 года букве Ё исполнилось 230 лет!
- Раньше букву Ё писали двумя знаками, но княгиня Екатерина Дашкова предложила заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой "Е" с двумя точками сверху. В русском языке около 12500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на ё начинаются и около 300 на ё заканчиваются! В городе Ульяновске стоит памятник букве «Ё».
– На что похожа буква ё? Стихи нам прочитают Максим и Кирилл
Е и Ё – родные сестры Различать сестёр не просто. Но у буквы Ё две точки Словно к лесенке гвоздочки. Буква Е передохнула, Как тот час же на неё Пара птенчиков вспорхнула Получилась буква Ё.
Урок тетушки Совы.
Физкультминутка“Узнай звук”
Приседайте и хлопайте в ладоши в том случае, если слово начинается с буквы ё (ёжик, ёлка, енот, яблоко, ёршик, юла, ежевика, ёмкость, тигрёнок.)
Развитие речи
- Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал вам задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся? - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся). - А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). - Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода). - Вот почему люди так говорят. - Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название, ягода, похожая на малину, только черного цвета) - Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет) - Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах.
VI. Речевая разминка (Упражнение на дыхание)
– Какая красавица раз в году наряжается? У нас тоже есть ёлочка.
– Давайте понюхаем её. (Медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание, долгий полный выдох) 3-4 р.
Чтение слогов, слов с доски
БЁ ПЁ ДЁ ТЁ ЗЁ СЁ
ЁЖ ЁЖИК ЁЛКА ЁЛОЧКА
МОЁ ТВОЁ СВОЁ
(Самостоятельное чтение слогов и слов по группам с заданиями)
1-я группа – читают 1-й столбик, слоги, прочитали хором.