Урок проводится в 3 классе общеобразовательной школы. Цель урока - это познакомить уч-ся с получением долей и их обозначением, научить сравнивать доли одного и того же предмета. После объяснения нового материала учителем проводится практическая работа с дидактическим материалом с целью диагностики коррекции полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть что-то новое.
Хозяином на уроке сегодня будет учебник, а его помощники – тетрадь, ручка. карандаш, линейка, ножницы, геометрические фигуры.
- У всех они есть?
2. Оформление тетради.
3. Устный счет. «Арифметическая минутка».
Проверка знания таблицы умножения и деления.
Начнем наш урок с зарядки для ума. У каждого ученика на парте листы устного счета. Нужно решить, как можно больше примеров за 1 минуту. Дети работают самостоятельно. Кто решит больше примеров.
Взаимопроверка и взаимооценивание.
4. Работа над новым материалом.
А). Подготовительный этап.
- Посмотрите, что у меня в руке?
- Апельсин.
-Если я угощу этим апельсином двух друзей, как они с ним поступят?
- Разделят на две части.
- Разделим этот апельсин на части. Сколько частей получилось?
- Две.
- Одинаковы ли части?
- Да.
Б). Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться делить на части или доли. Научимся записывать и читать доли.
В). Знакомство с долями.
Мы с вами разделили апельсин на две равные части. Каждый из друзей взял себе одну из этих частей. На языке математики это записывают так: ½.
- Запишите в тетрадь.
- Число под чертой обозначает, на сколько частей разделили. Число над чертой – сколько частей взял каждый друг.
- Чем является эта половина по отношению к целому апельсину?
- Его частью.
- Что больше: целое или часть?
- Целое.
Показываю детям треугольник, разделенный на три равные части.
- На сколько частей разделен треугольник?
- На три.
- Одинаковы ли части?
- Одинаковы.
- Возьмем одну из этих частей. (Показываю на модели треугольника, разрезаю на части).
- Это одна третья часть. Записывается это так: 1/3.
- Запишите в тетрадь.
Учащиеся еще раз повторяют, что обозначает цифра под чертой и над чертой.
Показываю детям квадрат, разделенный на две части.
- Как называется эта фигура?
- На сколько частей разделен квадрат?
- На какие фигуры разделила квадрат эта линия?
- На треугольники.
- Одинаковы ли треугольники?
- Да.
- А сейчас вы сами будете работать с фигурами и их частями.
Физминутка.
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь
Руки вверх, руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Г). Практическая работа с дидактическим материалом с целью диагностики коррекции полученных знаний.
- Возьмите квадраты, лежащие у вас на столах. Подумайте, как еще можно по другому провести линию, чтобы разделить квадрат на две равные части?
(дети предлагают свои решения)
- Но у вас эта линия не проведена. Как быть?
- Нужно перегнуть квадрат и сложить пополам.
- Разрежьте квадрат по линии сгиба. Возьмите одну часть. Какую часть вы взяли?
- Одну вторую.
- Запишите на доске и в тетрадях.
Аналогичная работа проводится с кругом.
Круг делят на 4 части и одну часть отрезают.
- Какую часть вы отрезали? Запишите.
5. Первичное закрепление полученных знаний.
Работа по учебнику.
№1 - устно
№2, 3 – с комментированием.
№6 – устно.
- Какая часть фигуры заштрихована? (1/8, 1/4, 1/24, 1/2)
Работа в тетради.
- Начертите в тетради квадрат. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте 1 часть.
- Какую часть вы закрасили? (1/4)
- Начертите в тетради треугольник. Разделите его на две равные части. Закрасьте 1 часть.
- Какую часть вы закрасили? (1/2)
6. Повторение.
Решение задачи по плану.
1. Чтение задачи.
2. Анализ ситуации задачи.
3. Составление плана решения.
4. Решение на доске и в тетрадях с составлением краткого условия.
Задача. В столовую привезли 3 ящика печенья по 7 кг в каждом и 20 кг пряников. Сколько кг сладостей привезли в школьную столовую
- А сейчас самый приятный этап нашего урока. Когда к нам приходят гости домой, что мы делаем? (угощаем)
- У нас сегодня тоже гости. Значит, мы тоже должны их угостить. По такому случаю дети приготовили торт.
- Сколько у нас сегодня гостей?
- Значит, на сколько равных частей или долей нужно разделить торт?
Дети делят торт и угощают.
- Какую часть торта получил каждый?
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- А сейчас я хотела бы узнать, в каком настроении вы находились в течение всего урока и понравился ли вам урок.
- Вот у меня геометрические фигуры трех цветов: красный цвет – бодрое настроение, зеленый цвет – хорошее настроение, синий цвет – скучное унылое настроение.