МБОУ «Крапивинская начальная общеобразовательная школа»
Урок математики в 3 классе по теме: «НАХОЖДЕНИЕ ДОЛИ ЧИСЛА»
(«Школа 2100»)
Составитель: Буслаева Е.Л.
учитель начальных классов
п. Крапивинский, 2015
Предмет: математика
Класс: 3 класс
Тема: Нахождение доли числа.
Цели:
1. Ознакомление с нахождением доли числа, с записью этого действия.
2. Формирование УУД:
познавательные: учить извлекать информацию, представленную в виде текста, чертежа, делать выводы на основе обобщения знаний;
регулятивные: учить самостоятельно определять тему и цель урока, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать свою работу, корректировать полученный результат;
коммуникативные: учить высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
3. Воспитание дружелюбия, послушания.
Тип урока: урок введения нового знания.
Технология: проблемно-диалогическая.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всем старательны.
Записываем число, классная работа, прописываем число в тетради, данное как образец.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На доске:
Доля Х ?
Натуральное число ? 9
Неизвестное число 4 у
-Соедините число с понятием. Какие числа называются натуральными?
Что такое доля?
-Проведем математический диктант без слов. Я показываю на одну из фигур на доске, а вы записываете какую долю фигуры составляет закрашенная часть.
Учитель показывает на фигуру, дети записывают.
На доске:
Запись на доске и в тетради: ? ? ¼ 1/6 ½
-Оцените свою работу. Что нужно было сделать? Удалось ли? Выполнили полностью верно или с ошибками? Справились полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
-Определите и поставьте себе отметку. Кто поставил 5? 4? 3?
-Какие умения отрабатывали при выполнении этого задания? Что означает число под чертой? Над чертой?
-Ребята, мы только начали изучать тему «Доли», а вы уже можете определить, какая часть в фигуре закрашена, что означает каждое число в записи доли. Есть ли у вас предположение, для чего эта тема изучается в школе? Так ли она будет нам необходима в повседневной жизни?
(Ответы детей.)
-Верно, в жизни нам приходится делить, делиться, отдавать часть чего-то или брать какую-то долю себе, решать какие-то практические задачи, связанные с долями.
3. Постановка учебной задачи.
-А вот и первая задача. Приближаются праздники: День Матери, Новый год. В такие дни мы дарим подарки, красиво их оформляем.
На доске задача №1 с. 78 ч.1 учебник Т. Е. Демидовой Математика 3 класс.
-Что в задаче неизвестно? (часть, остаток)
- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть 12 – 1/3)
-Сколько ленты испорчено? (1/3 от 12 м)
-Это сколько?
-Возникает ли вопрос? Какой? Зафиксируем его на доске.
1/3 от 12м = ?
4.Открытие нового знания.
-Кто знает как найти долю от числа? (ответы детей)
-Верно. Что сейчас делали? Как?
-Чему равна 1/3 от 12 м? (4м)
-Узнайте сколько ленты осталось? Хватит ли её?
-Подведем итог нашей работы. Что делали? Сразу нашли неизвестное число? Что пришлось сделать сначала? Как?
-Итак как найти долю от числа? (надо число разделить на количество равных частей)
На доске: 1/3 от 12м 12м ÷ 3 = 4м
-Молодцы. Продуктивно поработали. Пора отдохнуть.
Физминутка.
Раз-руки вверх махнули
И при этом все вздохнули.
Два –три - нагнулись, пол достали,
А четыре-прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
-А вот и вторая задача. Одной очень послушной девочке подарили на Новый год 54 игрушки. 1/6 часть всех игрушек составляли куклы. Сколько кукол подарили послушной девочке?
-Посмотрите на чертёж и скажите все ли верно?
-Запишите слово задача и выполните верный чертеж.
-Что нужно узнать в задаче?
-Можно ли сказать, что нужно узнать долю числа? Как найти 1/6 от числа 54?
(54 : 6)
На доске: 1/6 от 54 =? 54 : 6 = 9
-Давайте, опираясь на все записи, зафиксированные на доске, сделаем общий вывод: как найти 1/n от а числа?
(одну энную от какого-нибудь числа)
На доске запись: 1/n от а = ? а : n
-Применим этот вывод для решения самых разнообразных заданий.
4. Первичное закрепление.
1.Найдите:
½ от 30 1/6 от 48
¼ от 32 1/10 от 90
2.Отрезок имеет длину 12 см. Начертите 1/3 этого отрезка, 1/6 этого отрезка.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Решите задачу.
Продолжительность жизни коня 30 лет. 1/5 часть жизни он растет. Сколько лет конь растет?
Запишите решение и ответ.
-Проверьте свою работу с образцом.
-Оцените свою работу.
5.Итог урока (рефлексия деятельности).
-Сформулируйте тему нашего урока, цель урока. Достигли ли мы цели урока?
-Как найти n долю от числа а?
-Что для вас было трудным?
6. Домашнее задание.
С. 79 № 7 а), по желанию придумать задачу на нахождение доли числа и принести в класс.