урок математики в 3 классе "Деление суммы на число"
Урок математики в 3 классе "Деление суммы на число"
Урок математики в 3 классе по теме "Деление суммы на число" провела с целью изучения приёмов деления суммы на число.На уроке проводила различные виды работ, где повторяли изученные темы табличные случаи умножения и деления, решали задачи, использовала групповую работу и работу в паре.Выполняли задания по карточкам учащиеся как с повышенной мотивации к обучению, так с низкой мотивации.Урок цели достиг, ученики 3 класса усвоили тему урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок математики в 3 классе "Деление суммы на число"»
Урок математики в 3 классе «Г»
Учитель начальных классов Акажанова Лариса Тулегеновна
Тема: «Деление суммы на число» Цели:ознкомить с различными способами деления суммы на число, каждое слагаемое которое делится на это число.
Задачи: формировать социокультурные, коммуникативные, учебно – познавательные компетенции;закрепить умение находить значения выражения с переменной при данных значениях буквы развивать внимание, мышление, память, математическую речь, умения классифицировать, анализировать , сравнивать, обобщать, воспитывать стремление помогать друг другу любовь к городу Актобе. Оборудование: таблицы, карточки с заданиями для групп, Ход урока 1Организационный момент.
Положительный настрой на работу. Создание ситуации успеха. 2 Устный счёт
Задачи в стихах для устного счета по изученным темам
1. К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(7 · 6 = 42.)
2. Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков мышкин стал запас?
(2 · 9 = 18.)
3. Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде…
Помогите им в беде!
(20 : 5 = 4.)
4. На птичьем дворе гусей кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей.
В каждой семье по 12 гусей.
Сколько гусей собралось за обедом?
Ты нам ответь, торопись с ответом!
(12 · 5 = 60.)
5. Мы только с парохода,
Мы только из похода,
Четырнадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Скажи-ка поверней!
(7 · 14 = 98.)
3.Записать в тетради только ответы
1.13 увеличить на 5.
2.18 уменьшить на 6.
3. Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 16?
4. Найдите сумму чисел 9 и 7.
5. Найдите разность 13 и 8.
6. Запишите число, которое меньше 15 на 7.
7. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 14.
8. Петя решил 17 примеров, а Ваня на 5 примеров меньше. Сколько примеров решил Ваня?
9.Напишите самое маленькое однозначное число.
10. В одном отрезе 6 м материи, а в другом на 3 м больше. Сколько метров материи в двух отрезах?
4.Повторение пройденного материала - Продолжи числовой ряд 21, 27, 34, 42, 51…(61, 72, 84) -Что общего? -Замените суммой разрядных слагаемых числа, в которых количество единиц больше количества десятков (27, 34) - Назовите числа, которые при умножении дадут число 21, 42, 72 (повторение табличного умножения) - Повторим внетабличное умножение
5.Работа по теме урока
Выполнение действий в выражениях со скобками
Прочитайте и сравните выражения, записанные на доске.
(6 + 4) + 2
(6 + 4) - 2
(6 + 4) * 2
(6 + 4) : 2
Вы заметили, что в каждом выражении имеется сумма чисел 6 + 4.
Прочитаем выражения.
Проверим. Вычислим значения выражений. Помним, что первое действие выполняем в скобках.
(6 + 4) + 2 = 12
(6 + 4) - 2 = 8
(6 + 4) * 2 = 20
(6 + 4) : 2 = 5
Знакомство с правилом деления суммы на число
Мы получили разные значения.
Рассмотрим, как может быть выполнено деление суммы на число.
Способ 1.
Сначала мы сложили синие и красные квадраты, а затем их количество разделили на две равные части.
(6 + 4) : 2 = 10 : 2 = 5
Способ 2.
Сначала мы можем синие квадраты разделить на две равные части, затем красные квадраты разделить на две равные части, а потом результаты сложить.
(6 + 4) : 2 = 6 : 2 + 4 : 2 = 3 + 2 = 5
При выполнении действий разными способами результат получается одинаковый. Поэтому можно сделать вывод.
Чтобы разделить сумму на число, можно каждое слагаемое разделить на это число,
а полученные частные сложить.
(6 + 4) : 2 = 6 : 2 + 4 : 2
6.Работа по группам
Решение примеров на применение правила деления суммы на число
Применим полученные знания на практике. Вычислим значения выражений.
(64 + 72) : 8
(36 + 81) : 9
(80 + 16) : 4
Чтобы разделить сумму на число, разделим каждое слагаемое на это число, а полученные значения частных сложим.
(64 + 72) : 8 = 64 : 8 + 72 : 8 = 8 + 9 = 17
(36 + 81) : 9 = 36 : 9 + 81 : 9 = 4 + 9 = 13
(80 + 16) : 4 = 80 : 4 + 16 : 4 = 20 + 4 = 24
Рассмотрите выражения. Что в них общего?
(36 + 6) : 6
(10 + 32) : 6
(34 + 8) : 6
(24 + 18) : 6
Правильно. В каждом выражении необходимо делить сумму на число 6.
Разделим выражения на две группы.
В первую запишем те выражения, где можно применить свойство деления суммы на число. В этих выражениях каждое слагаемое суммы делится на 6.
(36 + 6) : 6
(24 + 18) : 6
Во вторую группу запишем выражения, где слагаемые суммы на 6 не делятся, это значит, что в них нельзя применить свойство деления суммы на число.
(10 + 32) : 6
(34 + 8) : 6
7. Выполнение тренировочных упражнений по «Цепочке выходите и объясняйте»
Какие из данных чисел можно записать в виде суммы двух слагаемых, в которой каждое из слагаемых будет делиться на 7?
35, 43, 28, 14, 7, 47, 56, 49, 63, 26, 70
Сначала выпишем числа, которые делятся на число 7 без остатка.
35, 28, 14, 7, 56, 49, 63, 70
Составим выражения и найдем их значения.
(35 + 28) : 7 = 35 : 7 + 28 : 7 = 5 + 4 = 9
(70 + 14) : 7 = 70 : 7 + 14 : 7 = 10 + 2 = 12
(56 + 49) : 7 = 56 : 7 + 49 : 7 = 8 + 7 = 15
Выполним следующее задание.
Вставьте пропущенные числа, применяя правило деления суммы на число.
( … + …) : 8 = 8 + 6
( … + …) : 9 = 9 + 5
( … + …) : 3 = 8 + 5
Рассуждаем так.
( … + …) : 8 = 8 + 6
Первое слагаемое разделили на 8 и получили число 8. Значит, это было число 64. Второе слагаемое разделили на 8 и получили число 6. Значит, это было число 48. Запишем решение.
(64 + 48) : 8 = 8 + 6
( … + …) : 9 = 9 + 5
Первое слагаемое разделили на 9 и получили число 9. Значит, это было число 81. Второе слагаемое разделили на 9 и получили число 5. Значит, это было число 45. Запишем решение.
(81 + 45) : 9 = 9 + 5
( … + …) : 3 = 8 + 5
Первое слагаемое разделили на 3 и получили число 8. Значит, это было число 24. Второе слагаемое разделили на 3 и получили число 5. Значит, это было число 15. Запишем решение.
(24 + 15) : 3 = 8 + 5
8.Итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с правилом деления суммы на число, потренировались в решении примеров по теме урока.
-Что нового узнали сегодня? Кто получил удовольствие от урока? Самооценка. Кто заслуживает 5? 4? 3? 9.Дом.задание №3, 4
-Найди ошибки, исправь их и реши пример (8+4)*5= 8*5+4 (3+9)*2= 3*9 + 9*2 Соедини пары выражений (30+2)*4 (40 + 8)*2 (21+ 34)*2 30*4 + 2*4 40*2 + 8*2 21*2 +34*2 -Проверка решения примеров у доски 20*3 23*4 40:2 15*6 90: 30 5 * 14 (использовали свойство умножения суммы на число) По сведениям последней переписи населения в Актюбинской области проживает ….. человек. Кто сможет прочитать это число? (404482 человека) Какая цифра чаще других встречается в этом числе? (4)Охарактеризуйте её. 4Минутка чистописания Найдите квадрат числа 4, куб этого числа, частное каких двух чисел равно 4? В нашем городе 4 музея (Актюбинский областной историко - краеведческий музей, Актюбинский областной мемориальный музей А. Молдагуловой; Актюбинский областной музей художественного и декоративно-прикладного искусства; Актюбинский областной музей «Руханият»), а также 4 парка (Ретро, Пушкина, парк первого Президента, парк Авиатора) 5Знакомство с темой урока Напомним, как умножить сумму на число А если вам встретится вот такое задание, как вы будете его выполнять? (6+4): 2 На доске появляются записи (6+4): 2= 10:2=5 и 6:2+4:2=3+2=5 Сравните результаты этих выражений (одинаковые) Чем отличается решение? Можно ли между решениями поставить знак равно? Вот мы и вывели ещё одно математическое свойство ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО Сформулируем это свойство 6 Закрепление знаний (70 + 28): 7 (17+13):5 (30+6):6 (12+ 18): 6 7Решение задач в группах 1 группа -В каждом из 6 пакетов 3 кг картофеля. Сколько кг картофеля в этих пакетах? __________________________________________________ - Мама сварила варенье. Абрикосового получилось 8 банок, малинового на 2 банки больше, чем абрикосового, а клубничного столько, сколько абрикосового и малинового вместе. Сколько банок клубничного варенья получилось? _______________________________________________________________ -Из бочки налили воду в 5 кувшинов по 3 литра в каждом. И ещё в ней осталось 30 литров. Сколько литров воды было в бочке сначала? _______________________________________________________________
2 группа -Сторона квадрата равна 3 см. Найдите его периметр. _______________________________________________________________ - В первый день девочка прочитала 26 страниц, во второй день- на 1 страницу больше, а в третий день – на 12 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала девочка в третий день? _______________________________________________________________
На праздник пришли 38 учеников из одной школы и 42 ученика из другой. Все они построились в ряды по 10 человек. Сколько получилось рядов? _______________________________________________________________
3группа - У светофора остановились 3 грузовых и 12 легковых машин. Во сколько раз меньше остановилось у светофора грузовых машин, чем легковых? ______________________________________________________________ - 15 ребят катались с горки на санках, а на лыжах в 3 раза меньше. Сколько всего ребят катались с горки на санках и лыжах? _______________________________________________________________ - В саду собрали 26кг яблок. 8 кг порезали сушиться, а остальные разложили в ящики, по 6 кг в каждый. Сколько ящиков получилось? _______________________________________________________________
4группа -Отцу 36 лет. Сыну 9 лет. Во сколько раз отец старше сына? ______________________________________________________________ - Из 25 роз девочка сделала 5 букетов. Сколько роз пошло на 3 букета? _______________________________________________________________ -Стороны прямоугольника равны 3 см и 13 см. Чему равна площадь прямоугольника? ______________________________________________________________
У доски стр 199 № 7 2 человека (24+36) : 6=10 (40 + 16): 8 = 7 В Актюбинске действуют 3 телевизионных канала и 3 радиостанции. Можете ли вы их назвать? Телекомпании: «31 Канал-Актобе», «Рика-ТВ», «Казахстан-Актобе Радиостанции: «Актобе Радио» (101.4 FM), «FIRST FM» (103.1 FM), «LoveРадио Тандем» (104.7 Газеты: "Актюбинский Вестник", "Актобе", "Диапазон", "Эврика", "Актобе-таймс", "Керек-инфо" 8 Самостоятельная работа (свобода выбора)
9 Работа в парах Чтобы найти верное утверждение, надо решить цепочку примеров 1. Сколько колледжей действует на территории нашего города? (26) 2. Сколько фильмов было снято на территории Актюбинской области?(3) В Актобе в 1986 году был снят фильм «Чужая, Белая и Рябой». Фильм снимался в Актобе, где происходили описанные в повести события, и в Баку. Для воссоздания зрительной картины послевоенного города режиссёр выбирал старые сохранившиеся кибитки и землянки. Главного героя — Ивана Найденова «поселили» в такой землянке в пригородном поселке Акжар. А эпизоды с трамвайными путями снимали в Баку, так как в Актобе трамваев не было. В Актобе в 2008 году был снят и показан «Бауырым» (фильм). Также был снят короткометражный фильм «След» (2010), призёр фестиваля Didar. 3.Сколько крупнейших промышленных предприятий действует на территории города? (5) Крупнейшие промышленные экспорториентированные предприятия области и города:АО «CNPC-Актобемунайгаз»; Актюбинский завод ферросплавов АО «ТНК-Казхром», АО «Актюбинский завод хромовых соединений»; АО «Авиаремонтный завод 406-ГА»; АО «Актюбрентген».
1) ... * 8 ... -16... : 6... *7 ...-30 = ?
2) ... :10 ... * 9 ... -45 ...:9 = ?
3) ...:4 ... *8 ... - 19 ... :9 = ?
10 Итог урока -Что нового узнали сегодня? Кто получил удовольствие от урока? Самооценка. Кто заслуживает 5? 4? 3? Сегодня мы говорили о современном Актобе, а вот о его прошлом мы поговорим на последующих уроках 11Домашнее задание