• Тишурина, О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1 : дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006
Ход урока.
I. Оргмомент.
Вот и начался урок,
Чтобы он пошёл нам впрок,
Надо думать, рассуждать,
Размышлять и всё понять.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1.
• Сегодня мы продолжим знакомство с миром сказок.
• Но сначала давайте вспомним, какие бывают сказки.
Слайд 2.
Работа в парах.
Проверка. (Слайд 2)
• Каких авторов сказок знаете? Какие сказки они написали?
III. Новый материал.
1) Рассказ о братьях Гримм
• А сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие.
Слайд 3.
• В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата.
Слайд 4.
• Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
• Догадались, о каких братьях идёт речь?
Слайд 5.
• Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» - всего около 200 сказок.
• Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески переписывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей.
• Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.
2) Викторина «Отгадай сказку!»
Слайд 6.
«Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. — Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста. — На, бабушка, — говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала: — Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: "Раз, два, три, Горшочек, вари!" и он начнёт варить вкусную, сладкую кашу».
• Что это за сказка?
Слайд 7.
А в этой сказке говорится о маме и семи её детишках.
«Однажды пришлось ей в лес собираться за кормом, и вот она созвала всех своих детей и сказала: "Милые детки, надо мне в лесу побывать, так вы без меня берегитесь волка! Ведь он, если сюда попадет, съест вас всех и со шкурой, и с шерстью. Этот злодей часто прикидывается, будто он и не волк, но вы его сейчас узнаете по грубому голосу и по его черным лапам"».
• Как называется сказка?
Слайд 8.
История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Чихони, Сони и Молчуна, тронула сердца миллионов.
• Эта сказка братьев Гримм называется…
Слайд 9.
«Первого звали Шульц, второго Якли, третьего - Марли, четвёртого - Эргли, пятого - Михель, шестого - Ганс, седьмого - Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копьё и пошли».
• Что за сказка?
Слайд 10.
«Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи, из которой можно было сшить только пару сапог. Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и хотел на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул сладким сном. Утром, когда сапожник собрался взяться за работу, он увидел, что оба сапога стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что об этом и думать».
• Эта сказка называется…
Слайд 11.
А героям этой сказки в городе Бремене поставили памятник. Из какой сказки эти герои?
IV. Слушание сказки.
V. Беседа после первичного восприятия.
• С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»? («Зимовье зверей»)
• Чем отличаются эти сказки? (сюжетом, героями)
• Назовите героев сказки братьев Гримм?
• Почему же сказка называется «Бременские музыканты»?
VI. Моделирование обложки.
Слайд 12.
Работа в парах.
(Автор, жанр (заместитель «фигура»), тема (заместитель «цвет»), название произведения).
VII. Танцевальная пауза
(«Ничего на свете лучше нету», сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова)
VIII. Работа в тетради.
Задание 1.
В какой город решил уйти осёл? Кем хотел стать? Перечитай текст и допиши предложение.
Задание 2.
Прочитай фразу из текста. Каким был осёл? Подчеркни.
IX. Домашнее задание.
• читать сказку (с. 51-58);
• задание 3 в тетради.
X. Рефлексия.
Слайд 13.
• В Ханау в память о знаменитых братьях установили памятник, который является украшением города.