Познавательные: отличают народные сказки от литературных; сравнивают сказки разных народов; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Формы обучения: фронтальная и индивидуальная
Оборудование: учебник литературного чтения, ресурсный материал «Сказка очень известна», ресурсный материал «Игра «Кто лучше знает сказку»», презентация.
Ход урока
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Примечание
Организационный этап
У: Встали все у мест красиво. Поздоровались учтиво.
Девочки на место сели.
Мальчики на место сели.
Друг на друга посмотрели
Подтянулись, улыбнулись.
– Нашу работу начнем такими словами:
-Если ты попал в беду,
Если трудно одному,
Ты ищи себе друзей:
С ними вместе веселей!
Задание: прочитайте хором, раскройте смысл этих слов.
– Как вы думаете, почему именно этими строчками мы начали наш сегодняшний урок?
-Эти слова будут эпиграфом нашего урока!
Приветствуют учителя. Проверяют свои места и садятся.
Читают эпиграф, высказывают свои мнения.
Создание благоприятной атмосферы на уроке.
Слайд№1
Актуализация знаний
(Звучит звукозапись «В гостях у сказки»)
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
-Сегодня мы все будем сказочниками. Любим мы сказки сказывать обо всем – про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Вот смотрите, какой у меня для вас подарок. Экран превратился сегодня в волшебное зеркало, в котором отразятся герои сказки, о которой мы будем говорить на уроке.
-А кто это, вы сейчас мне скажите, узнав их по голосу.
( послушать звуки животных и назвать каждого)
- Кто узнал и вспомнил сказку?
-А кто автор этого произведения?
( зарубежные писатели Братья Гримм)
-А чему мы будем учиться на уроке?
-Вот над этой сказкой мы и будем сегодня работать - проанализируем поступки героев, определим основную мысль произведения.
-Но для этого нам нужно быть предельно внимательными, обязательно пользоваться знаниями и умениями, ранее приобретенными на уроках.
- Братья Гримм сочинили более 200 сказок. Их сказочный свет и тепло согревают наши души и сердца и поныне. Отблеск этого волшебного света сохранился в этом старом фонаре.
- Это не простой, волшебный фонарь. Он поможет нам отправиться в сказку. Готовы? Раз-два-три!
Дорогой доброй сказки
Идём мы без опаски
И дружно говорим:
Идём мы к братьям Гримм!
-Хорошо. А теперь сядем на свои места и послушаем ее.
Ребята вспоминают и называют сказку братьев Гримм, отвечая на вопросы.
-Научимся читать без ошибок.
- Будем учиться слушать друг друга.
-Узнаем, почему братья Гримм рассказали нам эту сказку?
-Узнаем, чему учит сказка?
Слайд № 2
Слайд №3
Слайд № 4,5
Слайд № 6,7
Первичное слушание и беседа по содержанию
Прослушивание сказки с аудио проигрывателя
У: Понравился ли вам сказка? Чем?
-Из какой страны к нам пришла эта сказка? Как она называется?
– Кто такие бременские музыканты? Почему их так назвали?
– Назовите главных героев сказки.
– Какую работу они выполняли у своих хозяев?
– Почему они ушли от хозяев?
– Правильно ли поступили хозяева?
– Что стало с нашими героями, когда они встретились?
– О чем мечтали герои?
– Как поступили животные с разбойниками?
– Как закончилась сказка?
– Какова мораль этой сказки?
– Главные герои: осел, собака, кот и петух.
– Осел работал на мельнице; собака охраняла дом, охотилась; кот ловил крыс и мышей; петух своим голосом будил хозяев.
– Хозяева их выгнали. Животные состарились: ослик ослабел и не мог таскать кули
с мукой; собака не могла бегать за дичью;
у кота притупились зубы; петушка хотели
зарезать.
– Они поступили очень плохо, выбросив животных на улицу.
– Они хотели стать уличными музыкантами, петь и играть на музыкальных инструментах, зарабатывая себе на жизнь.
– Животные выгнали разбойников из дома и стали там жить-поживать. Они поступили с ними так же, как хозяева с ними.
– Конец сказки счастливый, справедливость восторжествовала.
– Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу. В сказке животные помогли друг другу
Прослушивание сказки с аудио проигрывателя
Беседа по прослушанному произведению
Физминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай, раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Воспроизведение содержания сказки
по вопросам (выборочное чтение)
– Прочитаем начало сказки до встречи осла с собакой.
– Что рассказала о себе собака?
– Осел и собака встретили кота. Прочитаем отрывок сказки по ролям. Сколько человек должны читать этот отрывок?
Распределяет роли.
– Что рассказал о себе петух?
– Собрались бременские музыканты вместе
и пошли в город Бремен. Но вот наступила ночь. Что произошло дальше?
– Что придумали животные, чтобы выгнать разбойников из избушки?
– Вот мы и дошли до конца сказки. Прочитаем последнюю часть.
Читают по ролям: автор, кот, осел, собака.
Рассказывают.
Отвечают на вопросы
Работа с учебником
Закрепление знаний.
1. Рассказ
учителя
Рассказывает о памятнике музыкантам
в г. Бремене. (См. ресурсный материал.)
Внимательно слушают.
Слайд№20
2. Игра «Кто лучше знает сказку»
– Ответьте на вопросы. (Класс можно разделить на две команды.)
(См. ресурсный материал.)
Участвуют в игре
3. Игра «Найдите ошибки»
– Найдите ошибки в предложениях из сказки.
• Осел тихонько поставил передние ноги на ворота. (Подоконник.)
• А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола
и принялись за пирог. (Еду.)
• А кот взобрался на ворота. (Печь.)
• Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника зубами (лапами), да как зашипит.
Выполняют задания
4. Работа
с пословицами
– Выберите пословицу и составьте небольшое обращение к героям сказки, их хозяевам, разбойникам.
• За добро добром и платят.
• Робкого и тень страшит.
• Дружба и братство дороже богатства.
– С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»?
– Чем отличаются эти сказки?
– «Зимовье зверей».
– Сюжетом, героями
Итог
урока. Рефлексия
– Какой момент урока вам больше всего понравился, запомнился?
– Что расскажете родителям?
– Закончите предложения:
• На уроке я узнал…
• Теперь я знаю, что…
Отвечают на вопросы учителя
Анализ своей работы
Д/З
Записывают задание на дом, задают
вопросы
Ресурсный материал
Сказка очень известна
Героям этой сказки в городе Бремене поставили памятник.
Памятник известным бременским музыкантам установлен в Риге и Красноярске. Но подлинным является памятник в Бремене – месте, где бродила сказочная труппа братьев Гримм.
Памятник возвел Герхард Маркс в 1951 году на главной ратушной площади вольного города Бремен. С тех пор визитной карточкой города являются фигурки осла, пса, кота и петуха, которые стоят друг на друге: «Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту». Памятник создали на пожертвования местных жителей.
Существует поверье: если бросить монетку в канализацию, то можно услышать голоса бременских музыкантов. Желающих услышать пение известных сказочных животных стало так много, что городские службы частенько наведываются в канализацию убирать монеты.
Интересен факт, что под памятником ослу, псу, коту и петуху хранятся бочки со старым вином Германии.
Игра «Кто лучше знает сказку»
1) Кто на чем играет?
Осел на гитаре. Собака на барабане. Кот на скрипке. Петух на балалайке.
2) У кого жили герои?
Собака у охотника. Осел у мельника. Петух у хозяйки. Кот у хозяев.
3) Кто где спал?
Осел во дворе. Собака перед двором. Кот на печи. Петух на воротах.