2. Актуализация знаний Слайд № 2 (звучит звукозапись «В гостях у сказки») В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. Слайд №3 -Сегодня я буду сказочницей. Люблю я сказки сказывать обо всем – про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот смотрите, какой у меня для вас подарок. Экран превратился сегодня в волшебное зеркало, в котором отразятся герои сказки, о которой мы будем говорить на уроке. -А кто это, вы сейчас мне скажите, узнав их по голосу. ( послушать звуки животных и назвать каждого) Слайд № 4,5 - Кто узнал и вспомнил сказку? -А кто автор этого произведения? ( зарубежные писатели Братья Гримм) -А чему мы будем учиться на уроке? -Вот над этой сказкой мы и будем сегодня работать - проанализируем поступки героев, определим основную мысль произведения. -Но для этого нам нужно быть предельно внимательными, обязательно пользоваться знаниями и умениями, ранее приобретенными на уроках. Слайд № 6,7 - Братья Гримм сочинили более 200 сказок. Их сказочный свет и тепло согревают наши души и сердца и поныне. Отблеск этого волшебного света сохранился в этом старом фонаре. -Подойдите, дети, ко мне. Давайте дотронемся до него. Это не простой, волшебный фонарь. Он поможет нам отправиться в сказку. Готовы? Раз-два-три! Дорогой доброй сказки Идём мы без опаски И дружно говорим: Идём мы к братьям Гримм! -Хорошо. А теперь сядем на свои места и послушаем ее. - Сядьте свободно, дышите спокойно, слушайте внимательно. | Слушают звуки животных и называют каждого героя сказки. Ребята вспоминают и называют сказку братьев Гримм, отвечая на вопросы. -Научимся читать без ошибок. - Будем учиться слушать друг друга. -Узнаем, почему братья Гримм рассказали нам эту сказку? -Узнаем, чему учит сказка? Подходят к учителю, дотрагиваются до фонаря. Садятся на свои места и слушают сказку. | Учатся слушать, наблюдать анализировать Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Высказывают своё предположение (версию) учатся определять цель урока Регулятивные Формулируют проблему Поиск информации Регулятивные Познавательные |
3.Прослушивание сказки по частям и беседа по содержанию сказки. Слайд № 8 1) Прослушивание сказки до слов «осел идет, кричит по-ослиному; собака идет, лает по-собачьи; кот идет, мяукает по-кошачьи; петух идет, кукарекает.» 2) Работа по вопросам. - Какое впечатление произвела на вас 1 часть сказки? 1) Назовите главных героев сказки. 2) Какую работу они выполняли у своих хозяев? 3) Почему ушли от них? 4)Что общего у героев сказки? 5) Как вы считаете, правильно ли поступили их хозяева? Встречали ли вы в жизни подобные истории? 6) Что решили сделать герои, оказавшись вместе? Какая у них была мечта? 7) На каких инструментах мечтали играть они?
3) прослушивание 2 части сказки.
4) работа по вопросам ко 2 части сказки
- Какое впечатление произвела на вас 2 часть сказки? Почему? Почему сказка называется «Бременские музыканты»? А к какому виду сказок относится эта сказка? | Слушают1 часть сказки в аудиокниге. Уч-ся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свой выбор ответа по 1 части сказки. Слушают 2 часть сказки в аудиокниге. Уч-ся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свой выбор ответа по 2 части сказки. Уч-ся называют вид сказки – она о животных. | Строят высказывания в устной форме Познавательные Коммуникативные Строят высказывания в устной форме Познавательные Коммуникативные |
5. Обобщение и систематизация знаний 1.Работа в группах. Класс делится на 4 группы. 1 группа создает модель обложки. ( группа проговаривает задание и защищает свою работу) 2 группа составляет картинный план сказки. (на доске выстраивается картинный план сказки) 3 группа выполняют задание "Кто, на чем играл?» -Возьмите карандаш и соедините стрелками слова левого столбика со словами правого. 4 группа выполняют задание «Обыграть отрывок из сказки» (учащиеся распределяют роли между собой) -Работу 4 группы мы проверим чуть позже. 2.Игра «Кто сказал!» Работа в парах. 1.- А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется: «Кто сказал?». Возьмите карточку розового цвета.(одна на парту) Прочитайте шепотом, что на ней написано и определите кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежат данная реплика и к какой картинке на доске они относятся. 2.Фронтальная проверка. (учащиеся читают реплику и на доске, под картинным планом, появляется план сказки) (Дети читают на карточках.) 1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший — ты будешь петь и в барабаны бить. А я буду на гитаре играть». 2. «Пожалей меня. Жила я у охотники, долго. По полям и болотам за дичью для него бегала, а теперь стара, стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что делать дальше не знаю». 3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс и мышей. А теперь стар, стал, зубы у меня притупились, и захотела моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что делать дальше — не знаю». 4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к моим хозяевам гости приедут, и вот собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?» 5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»
Ответы: 1. Осел. 2. Собака. 3. Кот. 4. Петух. 5. Разбойник.
- А далее мы попробуем побывать в роли бременских музыкантов. 1.Проверка работы 4 группы. 2.Чтение и обыгрывание отрывка из сказки на стр. 57 -58 -Какова же главная мораль этой сказки? Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу. В сказке животные помогли друг другу. Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации, поступал честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания. -Я еще раз хочу обратиться к нашему эпиграфу и закончить нашу беседу им. Если ты попал в беду, Если трудно одному, Ты ищи себе друзей: С ними вместе веселей! | Работают по группам. 1.Оформляют модель обложки. Объясняют выбор. -Круг – это сказка. -Цвет – коричневый, т.к. сказка о животных. - можно добавить синего цвета , т.к. в сказке герои путешествуют. -Авторская сказка о животных называется «Бременские музыканты». Написали сказку братья Гримм. 2.Составляют картинный план сказки. На доске выстраивают картинный план сказки 3.Выполняют задание "Кто, на чем играл?» Соединяют стрелками слова левого столбика со словами правого. 4.Готовятся к обыгрыванию отрывка из сказки», распределяют роли между собой.
Уч-ся работают самостоятельно, исследуют текст сказки, проводят сбор необходимой информации для ответов на поставленные вопросы.
Уч-ся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свой выбор ответа. Уч-ся выслушивают ответы одноклассников, проводится коррекция ответов. Чтение и обыгрывание отрывка из сказки на стр. 57 -58 Ребята выделяют главную мысль сказки, обосновывают языковые особенности сказки, приводя примеры из текста | Учатся слушать, взаимодействовать Познавательные Коммуникативные Строят высказывания в устной форме Познавательные Коммуникативные Строят высказывания в устной форме Познавательные Коммуникативные Контролируют деятельность свою и одноклассников, и учителя. Учатся наблюдать сравнивать анализировать делать вывод Учатся сохранять заданную цель; Контролируют деятельность свою и одноклассников Учатся наблюдать сравнивать анализировать умение удерживать учебную задачу Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные |
6.Итог урока. -И так мы познакомились сегодня с ещё одной сказкой – самым популярным произведением всех времён. -Кто были её авторы? -Зачем авторы нам ее рассказали? -Чему вас научила эта сказка?
7.Рефлексия. Слайд № 10 -Подходит к концу наше путешествие по сказке, и пришла пора погасить, конечно, ненадолго, волшебный фонарь. Давайте возьмёмся за руки и задуем огонь все вместе. Я надеюсь, все мы зарядились светом и теплом этого фонаря и будем намного добрее, умнее, отзывчивее. - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Урок окончен. Спасибо за внимание, активное участие и хорошее настроение! 9.Домашнее задание. Прочесть сказку в учебнике стр.53 – 60.Отвечать на вопросы | -Узнали, почему братья Гримм рассказали нам эту сказку. Учились читать без ошибок. Учились слушать друг друга. -Учит быть дружными, помогать друг другу, совершать добрые дела. Рассказали, чтоб мы поняли, что дело получится, если его выполнять дружно. Учащиеся анализируют урок, дополняя предложения. Осмысливают содержание домашнего задания. | Контролируют деятельность свою и одноклассников, и учителя. Учатся наблюдать сравнивать анализировать делать вывод Личностные Регулятивные Контролируют деятельность свою, формируется положительное отношение к учёбе Личностные Познавательные положительное отношение к учёбе |