– В каждой сказке, в каждой истории есть маленькие секреты. В данном случае секрет кроется в имени Маленького Мука. – Давайте прочитаем, как звали его на самом деле. (На самом деле его звали Мукра). – Как вы думаете, это уточнение случайно или нет? Информация для учителя Мукра – мул, плод скрещивания кобылы и ослицы. Согласно Гомеру, впервые мулы появились в Малой Азии, где их разводили и использовали как вьючных животных… В Италии так называют незаконнорожденных детей и найдёнышей. Их мулами не зря назвали там. Нам грустно видеть сирот полуголых; Но если суть вещей уразуметь – Богатых сирот надо бы жалеть. Дж. Г. Байрон. «Дон Жуан» – Вместе с информацией о том, что Маленький Мук жил у отца, что родня после смерти отца выгнала его, какой вывод можно предположить?(Маленький Мук – незаконнорожденный или найдёныш, то есть человек, изначально лишённый в то время достойного места в жизни.) Словарная работа: нравственность, сопереживание, справедливость. Первый эпизод: Маленький Мук и старуха Ахавзи. Ахавзи, без сомнения, значимое имя, но языковой барьер не позволяет определить, что первоначально имели в виду создатели сказки. Одно можно сказать точно: любовь старухи к своим животным – это пародия на человеческие отношения. Карлик уныло брёл по улицам, еле волоча ноги. Он проходил мимо одного высокого красивого дома, и вдруг в этом доме распахнулось окно и какая-то старуха, высунувшись, закричала: – Сюда, сюда – Готова еда! Столик накрыт, Чтоб каждый был сыт. Соседи, сюда – Готова еда! … Мук поднялся наверх по лестнице и увидел ту старуху, которая кричала из окна. – Что тебе нужно? – сердито спросила старуха. – Ты звала обедать, – сказал Мук, – а я очень голоден. Вот я и пришёл. Старуха громко рассмеялась и сказала: – Откуда ты взялся, парень? Все в городе знают, что я варю обед только для моих милых кошек. А чтобы им не было скучно, я приглашаю к ним соседей. – Накорми уж и меня заодно, – попросил Мук. Он рассказал старухе, как ему пришлось туго, когда умер его отец, и старуха пожалела его. Она досыта накормила карлика и, когда Маленький Мук наелся и отдохнул, сказала ему: – Знаешь что, Мук? Оставайся-ка ты у меня служить. Работа у меня лёгкая, и жить тебе будет хорошо. Муку понравился кошачий обед, и он согласился... Кошек госпожа Ахавзи любила, точно родных детей. – Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука? – Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек? – Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему? – Почему кошки стали выживать Маленького Мука? Первая попытка – устроиться из милости – не удалась, поскольку в этом деле у Мука было много конкурентов. – Что взял Маленький Мук в комнате старухи? – Как он рассуждал при этом? – Удачным ли оказался его выбор? Почему? Второй эпизод: Маленький Мук и король. Как Мук попал в город? Чего ожидал? Мог ли Маленький Мук добиться расположения придворных или нет? – Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему? – Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть? (Взаимопонимания возникнуть не могло, Маленький Мук опирался на волшебные артефакты, искренне считая, что именно они принесут ему удачу и понимание. Но эти предметы работали в любых руках, и король, как всякий политик, исходил из практических соображений. Зачем ему Маленький Мук?) Эпизод третий: Маленький Мук и волшебные ягоды. – О чём думал Маленький Мук, уходя из города? – Как он отомстил королю? – Нашёл ли Маленький Мук своё счастье? Почему? – Давайте посмотрим, что было у Мука? (Богатство, умение быстро перемещаться с место на место. То есть в любом городе он мог остановиться и жить безбедно.) – Чего же не хватало Муку? (признания людей) – Как он пытался его приобрести? (С помощью подарков, усердия в службе.) – Как он его приобрёл у «злых мальчиков»? (Просто рассказав свою историю.) Над решением какой проблемы мы сегодня работали? – В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения? – А что понял мальчик, рассказывающий эту историю? Почему в самом начале он характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков»? – Сформулируйте для себя понятие «счастье», каким вы его открыли в произведениях Гауфа. (работа со стикерами) «Счастье 6 А класса» |