kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме " К.Чуковский "Федорено горе""

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                  Урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Цель: продолжить знакомство с произведениями К.И.Чуковского, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к вещам и быть аккуратными и чистоплотными.

Задачи:
- образовательные.
 Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.
  - развивающие. Развивать способность  анализировать текст  произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения,  добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.
- воспитательные. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.

                                                     Ход урока.

 Организационный момент.

Цель: настроить на урок.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Ушки дружно навостряйте.
Сказку в душу пропускайте
.

-Догадались, к нам сегодня в гости придет сказка. Чуть позже узнаем какая.

Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. У некоторых из вас лежат иллюстрации посуды.  В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации к доске.

Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста, загадку:

       

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.

Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение автора произведения»

       Все буквы «А» обведите в кружок,

буквы «Р» - в треугольник,

буквы «Н» зачеркните.

А    Ч   Р   А   Н   У   А   Р   К   О

Н    В   А   Р   А   Н   С   А   Н   А

А   Н   Р   К   Р   Н   И   Р   Й   А

Ч   А   У   Н   К   Р   О   Ш   Н   А

-Выполнив задание на карточках, вы узнаете фамилию автора. (у каждого ребенка на парте карточка)
Дети отгадывают  фамилию автора Чуковский, а ласково его звали Чукоша.

Опр. цели урока

-Будем продолжать изучать тв-во Чуковского.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (рассказ об авторе)

              -Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков.  Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием.
               К.И.Чуковский писал стихи, был критиком. А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть.
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.
Крокодил, крокодил, Крокодилович.
                - Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он все рассказал отцу по памяти. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки..

- На доске самовар, но а в наше время, из чего пьют чай?(чайник)

-У кого чайник, какое следующее задание?

(на доске появляется иллюстрация чайника, на котором написано следующее задание, вспомнить произведения Чуковского, отгадав загадки)

-Вспомним какие произведения вы уже знаете. А помогут нам в этом ребята.

(чтение загадок о произведения Чуковского) Загадки читают дети и выходят с книгами Чуковского к доске.

-Веселится народ
Муха замуж идет
За лихого, удалого, молодого… (комара) Муха-Цокотуха

-И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) Бармалей

-И пришла к Айболиту лиса
Ой, меня укусила… (оса)  Айболит

-Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно
Стало заиньке… (темно)  Краденое солнце

-Одеяло убежало
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня (Мойдодыр)

-Уточки заквакали
Курочки закрякали.(Путаница)

-А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет
И чайник сказал утюгу
-Я больше идти не могу. (Федорино горе)

          -Сегодня вспомни одно из его произведений. Вы сразу догадаетесь, взглянув на картинку. (слайд с посудой)

-Назовите тему сегодняшнего урока.

-Тема: Чтение сказки Чуковского «Федорино горе»

-Зачем его читать, если произведение знакомо?

-Попробуем понять, кому и зачем автор посвятил свое произведение.

- Чайник есть, а чтобы чай был сладкий нам нужна… (сахарница) У кого сахарница?

-Следующий этап работы (написан на иллюстрации сахарницы) словарная работа.

Словарная работа

-Прежде чем прочитать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.

-Эту работу мы сделаем в парах. Попробуйте соединить слово и его определение. (на каждой парте карточка )

Сито- предмет с сеткой для просеивания муки.
Корыто – открытая продолговатая емкость.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Прусаки- прусак - рыжий таракан

Ищем по толковому словарю (трое учеников работают с толковыми словарями)

Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем. (для соления, квашения, мочения)
Ушат - небольшая кадка с ушами. (для бани, обливания, запаривания,)


  -Чтобы определить следующий этап работы, надо вспомнить, что еще подают к столу, к чаю. (сладости)

На доске появляется иллюстрация сладостей, на ней написано, чтение текста.

Первичное восприятие текста

Чтение учителем, дети помогают

 Первичная проверка знаний.
-Понравилась ли вам сказка?
- Какое горе случилось у Федоры?
- Из - за чего убежала вся посуда от Федоры?
- Давайте перечислим, что убежало от Федоры.

  Выборочное чтение.

-Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

-Почему посуда сбежала?

-Какая Федора? (ленивая, неряшливая)

Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

-Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

-А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?

-Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

-Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо
-Найдите строки, как посуда относится к Федоре.(сердито, не слуга, смеются, в руки не даются…)
-Что рассказал медный таз?
- Где оказалась посуда? (в болоте)
- Что делала Федора, когда посуда сбежала? (шла за ней)
- Найдите, какую песню она пела?
-Как изменилась Федора? (стала добрее)
-Что сказала Федора, когда все решили вернуться к ней? (прочитать)
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель?   (Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
-А теперь проверим, как внимательно вы читали сказку.

Работа в парах. (на парте карточки с отрывками из текста, где пропущены слова, необходимо их вставить, не пользуясь учебником)

1)За лопатою …
Вдоль по улице пошла.
Но, как чёрная
…             …
Побежала, поскакала
кочерга.

2)Оттого-то мы от бабы
Убежали как от …
Чашки да ложки
Скачут …

3)А на нём, а на нём
Как на лошади верхом,
…                     сидит
И товарищам кричит.

Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою …

4)И сказала кочерга:
«Я Федоре …             
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете
Загляни-ка ты в кадушку
И увидишь ты …

-На столе для гостей все есть, но чего не хватает? (чашек)

-В наборе 6 чашек. Чтобы их поставить на стол, необходимо ответить на 6 основных вопросов по тексту. (дети отвечают на вопросы и на доске по одной  появляются чашки с блюдцами)
1)Назовите кто кроме людей(Федоры) является персонажем сказки? (посуда, животные)
2)Охарактеризуйте Федору, какая она в начале? (ленивая, неряшливая, беззаботная)
3)Назовите причину, почему посуда сбежала? (Федора ее не мыла, била.)
4)Что помогло вернуть посуду? (Федора изменилась)
5)Что изменилось, когда посуда вернулась к Федоре?
6)Какая стала Федора?(аккуратная, хозяйственная, заботливая)
(Слайд сравнительная характ.Федоры.)
На доске появляются 6 чашек с блюдцами.

           Итог урока.                  
-Мы с вами уже прочитали сказку. Скажите, о чем это стихотворение?
-Для кого была написана эта сказка? (для детей и взрослых)
-Для чего она была написана, как вы думаете?
-Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?
-А вы дома родителям помогаете следить за чистотой? Как?
-Поняла ли Федора свою ошибку?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у нас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

Оценивание.

-Хочется, чтобы и ваши чашки с блюдцами украсили наш праздничный стол. Раскрасти свою посуду в нужный цвет. (у каждого ребенка на парте картинка чашки с блюдцем)
Желтый- все понравилось, настроение хорошее, солнечное
Зеленый- понравилось  на уроке, но не все
Красный- не понравилось, настроение не очень.
Оценки за урок.

 Дом. задание

Прочитать сказку выразительно, найти и посмотреть мультфильм.

- Спасибо всем за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " К.Чуковский "Федорено горе""»

Урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Цель: продолжить знакомство с произведениями К.И.Чуковского, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к вещам и быть аккуратными и чистоплотными..

Задачи:
- образовательные.
Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.
- развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.
- воспитательные
. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.

Ход урока.

Организационный момент.

Цель: настроить на урок.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Ушки дружно навостряйте.
Сказку в душу пропускайте
.

-Догадались, к нам сегодня в гости придет сказка. Чуть позже узнаем какая.

Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. У некоторых из вас лежат иллюстрации посуды. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации к доске.

Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста, загадку:

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.

Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение автора произведения»

Все буквы «А» обведите в кружок,

буквы «Р» - в треугольник,

буквы «Н» зачеркните.


А Ч Р А Н У А Р К О

Н В А Р А Н С А Н А

А Н Р К Р Н И Р Й А

Ч А У Н К Р О Ш Н А

-Выполнив задание на карточках, вы узнаете фамилию автора. (у каждого ребенка на парте карточка)













Дети отгадывают фамилию автора Чуковский, а ласково его звали Чукоша.

Опр. цели урока

-Будем продолжать изучать тв-во Чуковского.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (рассказ об авторе)

-Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием.
К.И.Чуковский писал стихи, был критиком. А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть.
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.
Крокодил, крокодил, Крокодилович.
- Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он все рассказал отцу по памяти. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки..

- На доске самовар, но а в наше время, из чего пьют чай?(чайник)

-У кого чайник, какое следующее задание?

(на доске появляется иллюстрация чайника, на котором написано следующее задание, вспомнить произведения Чуковского, отгадав загадки)

-Вспомним какие произведения вы уже знаете. А помогут нам в этом ребята.

(чтение загадок о произведения Чуковского) Загадки читают дети и выходят с книгами Чуковского к доске.

-Веселится народ

Муха замуж идет

За лихого, удалого, молодого… (комара) Муха-Цокотуха



-И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) Бармалей



-И пришла к Айболиту лиса
Ой, меня укусила… (оса) Айболит

-Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно
Стало заиньке… (темно) Краденое солнце

-Одеяло убежало
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня (Мойдодыр)

-Уточки заквакали
Курочки закрякали.(Путаница)

-А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет
И чайник сказал утюгу
-Я больше идти не могу. (Федорино горе)

-Сегодня вспомни одно из его произведений. Вы сразу догадаетесь, взглянув на картинку. (слайд с посудой)

-Назовите тему сегодняшнего урока.

-Тема: Чтение сказки Чуковского «Федорино горе»

-Зачем его читать, если произведение знакомо?

-Попробуем понять , кому и зачем автор посвятил свое произведение.

- Чайник есть, а чтобы чай был сладкий нам нужна… (сахарница) У кого сахарница?

-Следующий этап работы (написан на иллюстрации сахарницы) словарная работа.

Словарная работа

-Прежде чем прочитать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.

-Эту работу мы сделаем в парах. Попробуйте соединить слово и его определение. (на каждой парте карточка )

Сито- предмет с сеткой для просеивания муки.

Корыто – открытая продолговатая емкость.

Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Прусаки- прусак - рыжий таракан


Ищем по толковому словарю (трое учеников работают с толковыми словарями)

Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем. (для соления, квашения, мочения)

Ушат - небольшая кадка с ушами. (для бани, обливания, запаривания,)


-Чтобы определить следующий этап работы, надо вспомнить, что еще подают к столу, к чаю. (сладости)

На доске появляется иллюстрация сладостей, на ней написано, чтение текста.

Первичное восприятие текста

Чтение учителем, дети помогают

Первичная проверка знаний.
-Понравилась ли вам сказка?
- Какое горе случилось у Федоры?
- Из - за чего убежала вся посуда от Федоры?
- Давайте перечислим, что убежало от Федоры.


Выборочное чтение.

-Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

-Почему посуда сбежала?

-Какая Федора? (ленивая, неряшливая)

Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

-Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

-А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?

-Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

-Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо

-Найдите строки , как посуда относится к Федоре.

(сердито, не слуга, смеются, в руки не даются…)

-Что рассказал медный таз?

- Где оказалась посуда? (в болоте)

- Что делала Федора, когда посуда сбежала? (шла за ней)

- Найдите, какую песню она пела?

-Как изменилась Федора? (стала добрее)

-Что сказала Федора, когда все решили вернуться к ней? (прочитать)
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель? (Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
-А теперь проверим, как внимательно вы читали сказку.

Работа в парах. (на парте карточки с отрывками из текста, где пропущены слова, необходимо их вставить, не пользуясь учебником)

1)За лопатою …

Вдоль по улице пошла.

Но, как чёрная

… …

Побежала, поскакала

кочерга.

2)Оттого-то мы от бабы

Убежали как от …

Чашки да ложки

Скачут …

3)А на нём, а на нём

Как на лошади верхом,

… сидит

И товарищам кричит.

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою …

4)И сказала кочерга:

«Я Федоре …

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь ты …



На столе для гостей все есть, но чего не хватает? (чашек)

-В наборе 6 чашек. Чтобы их поставить на стол, необходимо ответить на 6 основных вопросов по тексту. (дети отвечают на вопросы и на доске по одной появляются чашки с блюдцами)

1)Назовите кто кроме людей(Федоры) является персонажем сказки?

(посуда, животные)

2)Охарактеризуйте Федору, какая она в начале?

(ленивая, неряшливая, беззаботная)

3)Назовите причину, почему посуда сбежала? (Федора ее не мыла, била..)

4)Что помогло вернуть посуду? (Федора изменилась)

5)Что изменилось, когда посуда вернулась к Федоре?

6)Какая стала Федора?(аккуратная, хозяйственная, заботливая)

(Слайд сравнительная характ.Федоры.)

На доске появляются 6 чашек с блюдцами.

Итог урока.

-Мы с вами уже прочитали сказку. Скажите, о чем это стихотворение?

-Для кого была написана эта сказка? (для детей и взрослых)

-Для чего она была написана, как вы думаете?

-Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?


-А вы дома родителям помогаете следить за чистотой? Как?

-Поняла ли Федора свою ошибку?

- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у нас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".



Оценивание.

-Хочется, чтобы и ваши чашки с блюдцами украсили наш праздничный стол. Раскрасти свою посуду в нужный цвет. (у каждого ребенка на парте картинка чашки с блюдцем)

Желтый- все понравилось, настроение хорошее, солнечное

Зеленый- понравилось на уроке, но не все

Красный- не понравилось, настроение не очень.

Оценки за урок.

Дом. задание

Прочитать сказку выразительно, найти и посмотреть мультфильм.

- Спасибо всем за урок!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме " К.Чуковский "Федорено горе""

Автор: Кухновец Оксана Владимировна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства