Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте)
в 1 классе
Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».
Цели: обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания.
воспитывающая – формировать культуру речи, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду.
развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунков о том, как выращивают хлеб.
Использованные технологии:
1.Технология развивающего обучения ;
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
3. Информационно-коммуникационные технологии;
4.Здоровьсберегающие технологии
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные | ||
Активизация внимания уч-ся, собранность, включение в деловой ритм, формирование социальных и личностных ценностей, снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой. | регулятивные | познавательные | коммуникативные | Повторение, обобщение ранее полученных знаний, систематизация новых знаний. |
Формулировка цели урока, умение применять знания при выполнении самостоятельной работы, настрой на положительный результат от проделанной работы, эмоциональное завершение урока.
| Формулировка задач, обеспечивающих познавательный интерес учащихся в освоении и получении новых знаний | Умение учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, определять способы взаимодействия. |
Ход урока
1. Организационный момент
- Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать над словами. Сегодня я расскажу вам сказку:
2Актуализация знаний
Жила - была девочка. Она была маленькая и в школу ещё не ходила. И больше всего она любила… А что любила - прочитайте. (Задание на проекционном экране ) Уровень 1
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
Уровень 2
Составьте слова из слоговых карточек: ша, гру; син, а, пель; мон,ли; ко, ло, яб.
-Назовите одним словом. (фрукты.)
Назовите первые буквы и вы получите имя девочки. (Галя.)
3.Постановка целей и определение темы урока
Однажды мама посадила Галю обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила): “Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!” И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:
КАРАВАЙ. (Слово и изображение Царя Каравая на проекционном экране.)
Рассердился Каравай на Галю и сказал: “Не отпущу тебя, пока не выполнишь мои задания! ” Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьёзную работу.
С какой буквы начинается слово хлеб. Расскажите все, что знаете об этой букве. Определим задачи нашего урока. Сегодня продолжим совершенствовать навыки чтения и обобщим знания о букве Х.
А сейчас повторим, какие согласные изучили.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6cfad958-b38f-4ec3-abda-a30485ef4298/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&
2. Работа по теме урока.
(Задание на проекционном экране)
- Каравай даёт первое задание. (Для учащихся, владеющих навыками чтения)
Прочитайте названия жителей его страны
БУЛКИ
ПИРОГИ
КАЛАЧИ
БАРАНКИ
ЛЕПЁШКИ
ПРЯНИКИ
БАТОНЫ
Определите сколько слогов в каждом слове.
(Дополнительный материал для способных учащихся. Прочитай скороговорки с.42 Азбуки.)
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Хорош пирожок внутри творожок.
- Как назвать одним словом прочитанные слова ? (Хлеб.)
Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова оканчиваются на – и (-ы), они обозначают много предметов.)
Как вы думаете, на что же указывает буква –и или -ы на конце слова? (Дети аргументируют свой вывод.)
Вывод: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают окончания – и (ы).
- Образуйте слова, обозначающие много предметов, используя окончания – и или – ы, от слов: река, книга, слон, лес. ( Задание на проекционном экране).
- Какое слово вызвало затруднение? (Лес – леса. )
- Обратите внимание на то, что иногда на множественность предметов указывают окончания –а /-я.)
Второе задание. Прочитайте слова:
ХЛЕБ
ХЛЕБНЫЙ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБНИЦА
НАХЛЕБНИК
- Какая часть у этих слов одинаковая?
Можно ли эти слова назвать родственными?
Вывод: у них есть общая часть, общее в значении, это родственные слова.
Объясните, что обозначает каждое слово.
Составьте словосочетания.
3.Физкультминутка.
1.Представьте себе, что вы маленькие Дети приседают.
зёрнышки и вас посеяли в землю. Вытягиваются вверх.
2.Из зёрнышка вырастает Изображают руками.
колосок.
3.Чтобы вырос колосок,
землю боронуют.
4.Удобряют и защищают от Изображают самолёт.
вредителей с самолёта.
5.Хлеб созрел, его убирает
комбайн.
6.Везут на мукомольный завод
и обмолачивают. Имитация всех
7.Из муки
замешивают тесто.
8.Хлеб в печке становится
пышным и румяным. действий.
(Физкультминутка сопровождается показом на экране серии рисунков, иллюстрирующих выращивание хлеба.)
4.Работа по учебнику. Чтение текста «Хлеб всему голова»
- Просит Каравай объяснить, почему хлеб всему голова. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше. (Читает учитель, повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке.)
Как о хлебе говорят в народе?
Без чего не может обойтись ни один человек?
Что должен сделать хлебороб до того, как батон или калач окажется у нас на столе?
Как нужно относиться к хлебу?
Найдите в тексте самое длинное предложение. Прочитайте его.
Какой вывод можем сделать после знакомства с текстом.
5. Упражнения для глаз.
http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-15600
6.Чтение стихотворения «Хлеб» с.42 «Азбуки»
Что восхваляет автор?
Что необходимо человеку для выращивания хлеба?
Назовите профессии людей занятых в выращивании хлеба.
тракторист
шофёр,
комбайнёр,
агроном
пекарь
Работа со словами:
Назовите слово, в котором 3 слога и все согласные твердые.
Составьте с одним из слов предложение.
7.Обобщение.
Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей. Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)
Прочитаем вывод на экране. (Жужжащее чтение, индивидуальное.)
Как вы понимаете эти слова?
На уроке много было вопросов. Какие вы запомнили? Как вы находили ответы на эти и другие вопросы? (В тексте, на слайдах, из рассказа учителя)
8. Рефлексия.
На доске изображены три человечка с разной мимикой.
Оцените свою работу на уроке.
Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку веселому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку. Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному человечку.