kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование «Кто такие птицы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование «Кто такие птицы?»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Щербаковская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

Автор разработки:

Мощёнская Александра Григорьевна

учитель начальных классов

Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Общепедагогические технологии

Урок - исследование

Тема: «Кто такие птицы?»

Цели: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.

Задачи: познакомить учащихся с птица­ми, учить выделять существенные призна­ки природных объектов; продолжать обуче­ние практическому исследованию предме­тов природы;

развивать мышление (учить анализиро­вать, сравнивать, делать выводы); разви­вать воображение и творческие способнос­ти, формировать приемы учебной деятель­ности;

развивать личностные качества (добро­ту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего жи­вого.

Оборудование: лупы, конверты с набо­ром перьев, ножницы, коллекция перьев, запись песен «Кто такие птички», «Голоса

птиц», рисунки с изображением курицы, петуха, гуся, соловья, малиновки, кукушки, карточки с названиями частей тела птицы. Оформление доски в виде поляны.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к объявлению темы урока.

— Какое замечательное название уро­ка — «Окружающий мир»! И как красив, уди­вителен мир с высоты птичьего полета!

Раскрывается доска.

— Вот бы посмотреть! Взлетаем! Взмахнули руками. Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и начинаем урок. Нет, сделаем еще одну попытку!

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

Э. Мошковская

Учащиеся встают, машут руками, подра­жают голосам птиц.

— Опять не вышло? Почему?

Люди давно хотели летать, как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашива­ли перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и дру­гих летательных аппаратов позволило че­ловеку исполнить мечту о полете.

3. Объявление темы урока.

— Вы видели птиц? Где? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивитель­ного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока «Кто такие птицы?»

На доске вывешивается рисунок лесной поляны и фигурки птицы. Ход урока.

1. Появление главного действующего героя.

В руках учителя «яйцо», оно раскрыва­ется, из него появляется цыпленок.

— Ой, ой, кто ты? Не знаешь? Что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие пти­цы? Ребята, надо ему помочь! Выяснить
главную особенность птиц, ответить на воп­рос «Кто такие птицы?» и помочь цыпленку найти маму.

Звучит песня «Кто такие птички».

  1. Выявление особенностей птиц. Рабо­та над содержанием смысла песни.

1-й куплет песни (птицы те, которые летают).

— Кого считают птицами?

Что умеют делать птицы? (Птицы уме­ют летать.)

А кто еще умеет летать? (Бабочки, стре­козы, летучие мыши и др.)

В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, ito умение летать главная особенность 1тиц? (Умение летать не главная особенность птиц.)

Значит, мы не нашли ответ.

2-й куплет песни (учащиеся поют песню).

— Согласны, что птицы поют? (Мы слышим птичьи голоса, их называют «песни». о «поют» и дельфины, касатки, значит,
то не главная особенность птиц.)

3-й куплет песни (птицы вьют гнезда).

— Что скажете? Согласны? (Да, вьют
гнезда, но есть и такие птицы, которые кла­дут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает
гнездо оса.)

4-й куплет песни (птицы несут яички).

— Согласны? (Да, птицы несут яйца, но
откладывают яйца еще и крокодилы, чере­пахи, змеи.)

Делаем вывод: что умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.)

А другие животные умеют это делать? (Да-)

Можно утверждать, что это не главные умения птиц? (Да.)

Есть еще что-то? Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, о чем он просил. Самый лучший способ узнать — найти ответ в книге. С помощью книги мы познаем мир. Работа с учебником.

1) Знакомство с главным отличительным признаком птиц.

— Откройте учебник «Мир вокруг нас»
на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает
нас, каких животных он встретил в полете.
(Летягу, бабочку, курицу, летучую мышь.)

Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но плохо.) ^ Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело ее покрыто перьями.)

Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев, станет она птицей? (Нет.)

2) Рассматривание на примере голубя строения тела птицы.


— Рассмотрите внешнее строение тела
птицы (учебник, с. 24). Как называется эта
птица? (Голубь.)

Как вы поняли, что это голубь? (Видели голубя на улице.)

Я буду называть части тела голубя, вы показывайте ее указкой.

Ученик у доски прикрепляет магнитные карточки с названием частей тела гуся (голо­ва, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги).

Повторяем, работая в парах и по вари­антам.

— Как устроено тело гуся и голубя?
(Одинаково.)

Найдите те же части тела у курицы, у других птиц. Какую часть тела не видно у гусей?(Ног. Они поджимают их в полёте.) А самый наблюдательный заметил, сколько ног у птиц? (Две.)

Их передние ноги очень давно превра­тились в крылья.

4. Практическая работа по изучению птичьих перьев.

Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных — наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию ми­ра — внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблю­дения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем увеличительное стекло (лупу) и будем исследовать перья. Осто­рожно снимите футляр, чтобы не поцара­пать стекло, возьмите конверты с перьями и начнем работать.

Исследование перьев.

— Рассмотрите перья, сравните их по
цвету, форме, размеру. (Они разные.)

Что общего у всех перьев? (Есть стер­жень, волоски — бородки.)

Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них ма­ленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застежка.

У этого же пера отрежьте кончик, рассмот­рите срез. На что он похож? (На трубочку.)

Там пусто? Значит, оно легкое, там воз-Дух.

Тихо встаньте, положите на ладонь пе­ро, подуйте так, чтобы оно не улетело дале­ко. Почему перо взлетело? (Оно легкое.) Садитесь.

Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист дер­жится в воздухе.

— Вот так и птицы, расправив крылья,
скользят по воздушным потокам. Подержите перо около щеки. (Щеке стало тепло.)

Итоги исследования. Тело птицы — хит­роумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, де­лать повороты, остановку.

5. Просмотр фрагмента фильма «Пти­цы» (полет горихвостки в замедленной съемке).

— Обратите внимание, как в полете ра­ботают крылья, хвост горихвостки и как «ведут» себя перья.

Учитель берет цыпленка.

6. Подведение итогов (звучит 5-й куп­
лет песни с перечислением главных особен
ностей птиц).

— Вы теперь уже специалисты и можете
сказать:

Чего не знал цыпленок? (Тело птицы покрыто перьями.)

Кто такие птицы? (Животные, тело ко­торых покрыто перьями.)

Кто же родители цыпленка?

Показ картинки с изображением кури­цы и петуха.

До свидания, цыпленок (машем ему ру­кой).

Кто вырастет из цыпленка? (Петух или курица.)

7. Релаксация.

— А как красиво звучат голоса птиц! По­ложите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц (фрагмент филь­ма). Каких птиц вы узнали?

На доску прикрепляются рисунки соло­вья, кукушки, овсянки, малиновки.

— На прогулке понаблюдайте за птица­
ми, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам при­ близиться к пониманию живого языка
природы и вы воскликнете: «Мир — прек­расен!»

Благодарю вас за урок. Вы — молодцы. Скажите себе: «Я — молодец, я думал, я ста­рался, я делал открытия».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследование «Кто такие птицы?»

Автор: Мощёнская Александра Григорьевна

Дата: 08.07.2016

Номер свидетельства: 337164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок окружающего мира Тема: Кто такие птицы? "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-tiema-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "145373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418905962"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kto-takiie-ptitsy-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413915869"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конструкт урока по теме "Кто такие птицы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konstrukt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "126496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415189408"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие птицы"  1 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kto-takiie-ptitsy-1-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "249650"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446949594"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Кто такие птицы""
    ["seo_title"] => string(31) "konspekt_uroka_kto_takie_ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "557081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599493784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства