Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование «Кто такие птицы?»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Щербаковская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского района Белгородской области
Автор разработки:
Мощёнская Александра Григорьевна
учитель начальных классов
Статья отнесена к разделам:Преподавание в начальной школе | Общепедагогические технологии
Урок - исследование
Тема: «Кто такие птицы?»
Цели: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.
Задачи: познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображение и творческие способности, формировать приемы учебной деятельности;
развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, ножницы, коллекция перьев, запись песен «Кто такие птички», «Голоса
птиц», рисунки с изображением курицы, петуха, гуся, соловья, малиновки, кукушки, карточки с названиями частей тела птицы. Оформление доски в виде поляны.
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовка к объявлению темы урока.
— Какое замечательное название урока — «Окружающий мир»! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета!
Раскрывается доска.
— Вот бы посмотреть! Взлетаем! Взмахнули руками. Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и начинаем урок. Нет, сделаем еще одну попытку!
Люди давно хотели летать, как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.
3. Объявление темы урока.
— Вы видели птиц? Где? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока «Кто такие птицы?»
На доске вывешивается рисунок лесной поляны и фигурки птицы. Ход урока.
1. Появление главного действующего героя.
В руках учителя «яйцо», оно раскрывается, из него появляется цыпленок.
— Ой, ой, кто ты? Не знаешь? Что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птицы? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос «Кто такие птицы?» и помочь цыпленку найти маму.
Звучит песня «Кто такие птички».
Выявление особенностей птиц. Работа над содержанием смысла песни.
1-й куплет песни (птицы те, которые летают).
— Кого считают птицами?
Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)
А кто еще умеет летать? (Бабочки, стрекозы, летучие мыши и др.)
В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, ito умение летать главная особенность 1тиц? (Умение летать не главная особенность птиц.)
Значит, мы не нашли ответ.
2-й куплет песни (учащиеся поют песню).
— Согласны, что птицы поют? (Мы слышим птичьи голоса, их называют «песни». о «поют» и дельфины, касатки, значит, то не главная особенность птиц.)
3-й куплет песни (птицы вьют гнезда).
— Что скажете? Согласны? (Да, вьют гнезда, но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.)
4-й куплет песни (птицы несут яички).
— Согласны? (Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)
Делаем вывод: что умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.)
А другие животные умеют это делать? (Да-)
Можно утверждать, что это не главные умения птиц? (Да.)
Есть еще что-то? Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, о чем он просил. Самый лучший способ узнать — найти ответ в книге. С помощью книги мы познаем мир. Работа с учебником.
1) Знакомство с главным отличительным признаком птиц.
— Откройте учебник «Мир вокруг нас» на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полете. (Летягу, бабочку, курицу, летучую мышь.)
Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но плохо.) ^ Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело ее покрыто перьями.)
Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев, станет она птицей? (Нет.)
2) Рассматривание на примере голубя строения тела птицы.
— Рассмотрите внешнее строение тела птицы (учебник, с. 24). Как называется эта птица? (Голубь.)
Как вы поняли, что это голубь? (Видели голубя на улице.)
Я буду называть части тела голубя, вы показывайте ее указкой.
Ученик у доски прикрепляет магнитные карточки с названием частей тела гуся (голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги).
Повторяем, работая в парах и по вариантам.
— Как устроено тело гуся и голубя? (Одинаково.)
Найдите те же части тела у курицы, у других птиц. Какую часть тела не видно у гусей?(Ног. Они поджимают их в полёте.) А самый наблюдательный заметил, сколько ног у птиц? (Две.)
Их передние ноги очень давно превратились в крылья.
4. Практическая работа по изучению птичьих перьев.
Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных — наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира — внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем увеличительное стекло (лупу) и будем исследовать перья. Осторожно снимите футляр, чтобы не поцарапать стекло, возьмите конверты с перьями и начнем работать.
Исследование перьев.
— Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. (Они разные.)
Что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски — бородки.)
Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застежка.
У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (На трубочку.)
Там пусто? Значит, оно легкое, там воз-Дух.
Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? (Оно легкое.) Садитесь.
Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.
— Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Подержите перо около щеки. (Щеке стало тепло.)
Итоги исследования. Тело птицы — хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.
5. Просмотр фрагмента фильма «Птицы» (полет горихвостки в замедленной съемке).
— Обратите внимание, как в полете работают крылья, хвост горихвостки и как «ведут» себя перья.
Учитель берет цыпленка.
6. Подведение итогов (звучит 5-й куп лет песни с перечислением главных особен ностей птиц).
— Вы теперь уже специалисты и можете сказать:
Чего не знал цыпленок? (Тело птицы покрыто перьями.)
Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями.)
Кто же родители цыпленка?
Показ картинки с изображением курицы и петуха.
До свидания, цыпленок (машем ему рукой).
Кто вырастет из цыпленка? (Петух или курица.)
7. Релаксация.
— А как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц (фрагмент фильма). Каких птиц вы узнали?
На доску прикрепляются рисунки соловья, кукушки, овсянки, малиновки.
— На прогулке понаблюдайте за птица ми, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам при близиться к пониманию живого языка природы и вы воскликнете: «Мир — прекрасен!»
Благодарю вас за урок. Вы — молодцы. Скажите себе: «Я — молодец, я думал, я старался, я делал открытия».