- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак, начнём с разминки.
Устный счёт
270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3)
640: 320= 2 600 * 9 = 54
(46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ?
-Как 1 разделить на 2? Ответы детей
Проблема?
-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему:
II Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»
III. Знакомство с темой урока.
– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).
- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
VI. Постановка учебных задач.
- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
(На доске появляется запись: 1 часть из 5).
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.
6 : 2 = 3 см).
Запись в тетради.
-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)
- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.
Запись в тетради.
ФИЗМИНУТКА.
2) Сравнение дробей.
- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.
- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь.
V II. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа с ноутбуками. Один ученик работает у доски.
- Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую.
- Почему именно равных?
- Нужна доля, значит, части должны быть равными.
- На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16? (На 16 частей.)
_ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля?
(Квадрат).
- Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.
VIII. Домашнее задание с.107 №6 (1 столбик),№7
IX. Итог урока
Предмет: Математика Дата _________ № урока______________
Тема: "Задачи на совместную работу"
Цель урока: научить решать задачи на совместную работу.
Задачи урока:обучение учащихся решению текстовых задач;усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами;формирование умения строить математические модели; показать прикладную значимость математики в практической деятельности;
повысить интерес учащихся к математике, повысить эффективность уроков математики.
Сегодня мы будем учиться решать задачи на совместную работу
III. Изучение нового материала.
Каждый день после уроков вы делаете уборку в классе. Вы предпочитаете выполнять эту работу в одиночестве или с друзьями? Когда человек работает не один, говорят, что люди выполняют совместную работу.
Шестиклассник Петя придумал задачу на совместную работу про уборку класса: “Коля убирает кабинет за 20 мин, а Саша – за 30 мин. За сколько минут они уберут кабинет, работая вместе? На доске – краткая запись. (слайд1)
Петя решил задачу так: 20+30=50(мин) Ответ: работая вместе, ребята уберут кабинет за 50 минут. Верно ли Петя решил задачу? Работая вместе, ребята быстрее или дольше будут убирать кабинет? В результате обсуждения выясняем, что времени при совместной работе потребуется меньше, т. е. Петя решил задачу неверно. (слайд 2)
Вспомним этапы решения текстовых задач: (слайд 4)
анализ;
схематическая запись;
поиск способа решения;
Решение задачи:
проверка решения;
исследование задачи;
формулировка ответа;
Решим задачу, предложенную Петей, изменив немного вопрос: “Какую часть кабинета уберут мальчики, работая вместе?”
Проанализируем задачу: (слайд 5)
За каждую минуту кабинет Петей убирается 1: 20 = часть кабинета, а Сашей 1:30=часть кабинета. А вместе они уберут += = часть класса.
Какую величину и почему обозначили единицей?
Каждый раз оговаривается, что объем работы (выполненная работа) принимается за единицу.
IV. Формирование умений и навыков.
Перед учащимися задача 2. Прочитайте задачи и обсудите в парах.
Если предположим, что всю работу, то есть изготовить детали, они смогут за 8 часов.
Вся работа будет равна производительности, умноженной на время ее выполнения.
(25+15)*8. Отсюда время совместного выполнения работы.
А сейчас пишем самостоятельную работу.
V. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
С.112 №2 б,в
VI. Развитие творческих способностей учащихся.
Учащимся предлагается самостоятельно составить задачу на работу и решить ее. Заслушивается несколько вариантов.
VII. Итог урока
Какие задачи учились решать? Каким числом выражали неизвестный объем работы? Что было самым легким? Что было самым трудным? Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я понял, что…”
VIII. Домашнее задание.
С.112 №3в)
Предмет: Математика Дата _________ № урока______________
Тема: Уравнения. Решение задач с помощью уравнений. Цели урока: Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов; уметь решать задачи с помощью уравнений. Способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, памяти, внимания, математической речи, контроля и самоконтроля. Воспитывать познавательный интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений. ХОД УРОКА I. Организационный момент - Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль) Задача, конечно не слишком простая Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет наше ученье. Откройте тетради, запишите на полях число, классная работа. Минутка чистописания: - Представьте сегодняшнюю дату в виде цифровой записи. 6122010 - Прочитайте число, дайте характеристику. (памятки, таблица разрядов) - Сколько разрядных слагаемых в числе? Почему? ( 5, 2разряда отсутствуют) - Назовите полное количество единиц тысяч (6122); Единиц десятков (612201); Десятков тысяч (612). - Какое число получится, если его увеличить в 100 раз, увеличить на 15, уменьшить в 10 раз, уменьшить на 7. 2. Устный счёт. Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений. (122 + 18) : 70 = 2 (64 : 8 + 20) : 7 = 4 20 • (26 + 14) : 100 = 8 1 • (30 + 2) – 4 • 4 = 16 5 • 4 + 12 = 32 (400 – 300) – 36 = 64 У нас получился ряд чисел. 2, 4, 8, 16, 32, 64 Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза) Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…) За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока. 2 4 8 16 32 64 128 256 512 У Р А В Н Е Н И Е - Для чего нам нужно уметь решать уравнение? (решать задачи с помощью уравнений) - Сформулируйте тему урока? 3. Повторение изученного материала (слайды) - Что называется уравнением? - Что называют корнем уравнения? - Что значит решить уравнение? Когда уравненье решаешь дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить не сложно, Поставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тот час. На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика) Слайд 1) Х*5=630 432+ В=900 - Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? (простые уравнения с одинаковым уменьшаемым) - - Можем мы их решить ? - Найдите среди них уравнение с наибольшим корнем и решите его (один ученик за доской) 2) Х+12=72:2 А:10=960:2 ( это уравнения, в правой части которых выражение) - Можем ли мы решить уравнения второго столбика? - Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски) 3) (Х + 29) - 35 = 5 (Х+20):5=6 - Чтобы найти корень уравнения, что необходимо знать? (названия компонентов и способы их решения) Слайды. - Как найти неизвестное слагаемое? - Как найти неизвестное уменьшаемое? - Как найти неизвестное вычитаемое? - Как найти неизвестный множитель? (делимое, делитель) 4. Математический диктант: (2 ученика за доской) 1. Делимое 120, значение частного 20. Найди делитель. 2. Разность чисел 500, вычитаемое 70. Найди уменьшаемое. 3. 1 множитель 100, значение произведения 1400. Найди 2 множитель. 4. Делитель 7, значение частного 7000, Найти делимое. 5. 1 слагаемое 190, значение суммы 300. Найди второе слагаемое. 6. Значение разности равно 52000, уменьшаемое 10000. Найди вычитаемое. ( 6, 570, 14, 49000, 110, 42000) Взаимопроверка 4. Работа по теме урока. 1)- Вернёмся к нашим уравнениям. - Какие уравнения у вас вызывают затруднения? (Х + 29) - 35 = 5 (Х+20):5=6 - Давайте вспомним, как решаются сложные уравнения. 1 уравнение - у компьютера с объяснением. Слайд. 2 уравнение – в парах. Вывод: - Что нужно сделать, чтобы решить усложненное уравнение? 2) «Построим дом» - самостоятельная работа по рядам. Слайд. Взаимопроверка * Дополнительное задание: (на доске) Вместо окошка подставить такое число, чтобы получилось уравнение , корнем которого было бы число 4. а) 2 * Х + 1 = + 5 ( = 4) б) 3 * Х – 7 = – 2; ( = 7) Физкультурная пауза – валеологическая. 5. Решение задач с помощью уравнений. Слайд. 1) - Посмотрите на модель, составьте задачу (Мама на базаре купила арбуз. Продавец положил на весы арбуз и гирю в 3 кг. А на другую чашу весов - гирю весом в 8 кг, то весы уравновесились. Сколько кг весит арбуз?) - Каким способом удобнее решить эту задачу? (уравнением) - Что возьмём за неизвестное? - Подумайте, как составить уравнение. Обсудите в парах. Запишите в тетрадь уравнение. Х + 3 = 8 Х= 5(кг) 2) Работа по учебнику: стр. 119 №3 - прочитайте задачу, один вслух. - Что известно в задаче? - Что надо узнать? - Что возьмём за Х? (сколько кур всего было) - Чтобы составить уравнение, что нужно сделать? (уравнять кур и цыплят) - Что сказано про кур, что сказано про цыплят? - Сколько было кур? (Х * 3) - Сколько было цыплят? (12 : 2) - Составьте уравнение. Самостоятельная работа, Самопроверка. 6. Домашнее задание. Стр.119 №4, ***Попробуйте сами составить задачу, чтобы её можно было решить с помощью уравнения. 7. Итог урока. Что удалось вам на уроке? В чём испытали затруднения? Над чем надо еще поработать?