1. Организационно – мотивационный момент Рассказ информационный Беседа | - Мы начинаем урок окружающего мира. - А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает) А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей) - Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь… Есть у нас шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что видим мы вокруг, Все знаем мы от них. Они по знаку нашему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где? | | Регулятивные: самоорганизация Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать своё мнение | Приветствие, проверка готовности к уроку |
2. Изучение нового материала Беседа с элементами практической деятельности Дискуссия Беседа | - Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.) - Прочитайте. - А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые) - А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем. (Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.) - Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего) - А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище. Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем, Ведь он нам необходим. - Что же это? (воздух) - Конечно, ребята, это воздух. - Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.) - А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? (Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?) Уточнение задач урока учителем. - А теперь внимательно посмотрите на схему. Схема: Мы живем… на планете Земля в квартире в России на дне океана Мы живём в квартире в России на дне океана На планете Земля - Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны? - Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане. - Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров. - А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38). Статья в учебнике: Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль. (ответы детей) - Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение - Совпали наши ответы с учебником? - Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.) - Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой) - Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк) - Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует. - Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей) - Прежде всего, воздух необходим для дыхания. | | Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Коммуникативные: умение слушать и понимать Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Интеллектуально – познавательные: делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать своё мнение | Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Определяют тему у Работают по теме урока. Отвечают на вопросы. Работа над понятиями. Обобщают понятия. Рассматривают таблицу и отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы с учебником. |
3. Закрепление нового материала Рефлексия Обобщающий рассказ | - Какого газа в воздухе больше всего? (азота) - Чуть меньше? (кислорода) - И совсем мало? (углекислого газа) - А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород) - Почему? (он необходим для дыхания) - Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей) - Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха. - Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. - Рассмотрим рисунок на стр. 38. - Зачем девочка протирает поверхность листьев растения? - Почему так важно проветривать помещение? - А для чего еще нужен воздух? Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Попробуйте ответить на них сами. Что такое воздух? Как доказать, что воздух существует? Каково значение воздуха? Почему загрязняется воздух? - А теперь оцените свою работу на уроке. | | Формирование интеллектуально – познавательных УУД: выделять главную мысль, формировать культуру общения в семье. | Отвечают на вопросы. Работают с учебником. |