|   1. Организационно – мотивационный момент          Рассказ информационный      Беседа   |    - Мы начинаем урок окружающего мира.  - А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)  А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)  - Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…  Есть у нас шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что видим мы вокруг, Все знаем мы от них. Они по знаку нашему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где?       |         |    Регулятивные: самоорганизация      Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать своё мнение   |    Приветствие, проверка готовности к уроку   |  
  |   2. Изучение нового материала          Беседа с элементами практической деятельности                                              Дискуссия          Беседа   |    - Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)  - Прочитайте.  - А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)  - А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.  (Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)  - Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)  - А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.  Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой  Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем, Ведь он нам необходим. - Что же это? (воздух)  - Конечно, ребята, это воздух.  - Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)  - А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?  (Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)  Уточнение задач урока учителем.  - А теперь внимательно посмотрите на схему.  Схема:  Мы живем…   на планете Земля  в квартире  в России  на дне океана                                  Мы живём                  ![]() ![]() ![]()       в квартире    в России    на дне океана    На планете Земля                         - Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?      - Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.  - Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.  - А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).  Статья в учебнике:  Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.  (ответы детей)  - Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение  - Совпали наши ответы с учебником?  - Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)  - Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)  - Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)  - Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.  - Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)  - Прежде всего, воздух необходим для дыхания.       |         |    Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь                          Коммуникативные: умение слушать и понимать                              Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи                      Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи                          Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь                                                                          Интеллектуально – познавательные: делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств                                           Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать своё мнение               |    Слушают рассказ учителя.                  Отвечают на вопросы. Делают выводы.                  Определяют тему у          Работают по теме урока. Отвечают на вопросы.                                                          Работа над понятиями.                              Обобщают понятия.              Рассматривают таблицу и отвечают на вопросы.                                                                              Сравнивают свои ответы с учебником.   |  
  |   3. Закрепление нового материала                                                                              Рефлексия                          Обобщающий рассказ           |    - Какого газа в воздухе больше всего? (азота)  - Чуть меньше? (кислорода)  - И совсем мало? (углекислого газа)  - А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)  - Почему? (он необходим для дыхания)  - Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)  - Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.  - Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.  - Рассмотрим рисунок на стр. 38.  - Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?  - Почему так важно проветривать помещение?  - А для чего еще нужен воздух?               Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Попробуйте ответить на них сами.  Что такое воздух?  Как доказать, что воздух существует?  Каково значение воздуха?  Почему загрязняется воздух?      - А теперь оцените свою работу на уроке.       |         |    Формирование интеллектуально – познавательных УУД: выделять главную мысль, формировать культуру общения в семье.                       |    Отвечают на вопросы.                                  Работают с учебником.   |