kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализация - это один из нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.»

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Как сделать урок более разнообразным, интересным, насыщенным и неповторимым? Существует много способов для повышения познавательной творческой активности учащихся. Один из них - нестандартные уроки. Нестандартные уроки - это импровизация учебного занятия, имеющую нетрадиционную структуру. Данные уроки позволяют изменить форму занятия, повысить интерес, стимулировать познавательную активность учащихся. В педагогической практике есть множество типов нестандартных уроков. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация.

В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать элементы театра, так как литература и театр - два искусства, общим для которых является слово. Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения. Театрализация - методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита. Театрализация включает инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы.

  • Инсценирование - создание драматического изменения эпического текста. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действия.

  • Режиссёрский комментарий - создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссёра, размышление о характере героев, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления.

  • Сценически - игровые упражнения - упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приёмов театральной педагогики. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.

  • Театральное видение пьесы - приём изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведётся в виде деловой игры - создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссёрский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, выявляется идейно - художественное своеобразие пьесы. Во время подготовки театральной постановки учащиеся заняты поиском дополнительной литературы (справочная, художественная, критическая), чаще обращаются за консультацией к учителю. Такая работа даёт возможность для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубленного исследования текста оригинала, создаёт условия для формирования навыков самообразования.

В обучении театрализации выделяется несколько этапов:

  • подготовительный: первичное чтение, фрагментальное чтение, непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;

  • исполнительский: интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, костюмы, декорации);

  • репетиционный: репетиции перед воображаемым зрителем;

  • презентационный: выступление перед зрителями;

  • рефлексивный: обмен впечатлениями после просмотра.

При выборе материала нужно придерживаться определённых критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения, соответствие темы читательским, зрительским интересам, возрастным особенностям учащихся, преобладание в выбранном фрагменте диалогов. Инсценирование представляется наиболее эффективной формой урока, которая позволяет превратить школьный урок в своеобразный импровизированный спектакль, не выходя за рамки школьной программы. Дети, играя в театр, находятся в творческой зависимости друг от друга, свободно фантазируют, овладевают актерским мастерством.

Методист Шумилин Арк.Тихон. считает, что театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.

Рыжкова Тат. Вяч. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы РГПУ им.А.И.Герцена) полагает, что театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию, и основной задачей этих уроков является развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учится общаться.

При чтении пьесы читатель оказывается без посредников - режиссера и актеров, декораторов и костюмеров, осветителей и музыкантов, - наедине с героями и их поступками. Читатель драмы должен с помощью своего жизненного опыта и воображения представить происходящие события и их участников, домыслить их судьбы и переживания, скрытые за их словами.

Драма как род литературы раньше не включалась в программы для начальной школы. Однако практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было убедительно доказано в целом ряде исследований, что ребенок 10 лет не только с интересом слушает пьесы и смотрит их в театре, но и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Эксперимент был перенесен и в начальную школу и дал оптимистический результат: при точном выборе драматического произведения, затрагивающего интересы ребенка, младший школьник готов и способен освоить основные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы.

Поэтому сегодня учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в начальной школе на примере драматических сказок или пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.

Все дети любят играть, и ролевые игры - одни из самых любимых: в них дети осваивают мир, учатся, перенимают опыт взрослых. Поэтому инсценирование - театральная игра - любима маленькими школьниками и доступна им.

Драматизация - перевод текста эпического произведения в драматическую форму.

Инсценирование - постановка на сцене произведения, либо написанного в драматическом жанре, либо переведенного в драматический жанр из эпического или лирического.

Подготовительным этапом на пути освоения приемов драматизации и инсценирования оказывается выразительное чтение по ролям (театр у микрофона): где встречаются элементы и драматизации (выделение реплик персонажей и автора), и инсценирования (выразительное чтение).

Задача учеников на первом этапе обучения приему - изменить текст так, чтобы в нем остались только реплики персонажей. На втором этапе ученики учатся составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции, и максимально приблизиться к авторскому замыслу и найти для его воплощения в зрительных и слуховых образах наиболее адекватную форму.

На третьем этапе создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и между репликами: краткое описание места действия, интерьера или пейзажа, появление или уход персонажа, важные звуки и действия (раздается песня, герой внимательно рассматривает картину на стене).

По словам Шумилина Арк.Тихон. (спец. по теории познания и теории творчества.; д-р филос. наук), театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.

Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.

Игра-драматизация. Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, используется прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора.

В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

постановка «живых картин» к произведению;

составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

драматические импровизации;

развернутые драматические представления.

Нужно уметь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрыть ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Можно использовать при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок. Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

Более сложная форма драматизации - чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинают вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно использовать такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. В учебниках 2-4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, нужно учить детей, отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима - форма театра.

Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.

Итак, данный приём требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Здесь ребёнок играет для себя и для других. Важно каждому ребёнку предоставить возможность попробовать себя в роли актёра. Самостоятельно сочиняют частушки, стихи.

Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, поз, мимики представляет большой интерес благодаря тому, что помогает с новых, порой неожиданных сторон, взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых произведений. Этот прием способствует не только развитию речи, но и более глубокому пониманию произведения.

Драматизация — один из ключей к творческому развитию ребенка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает ее, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.


В занятия по театрализованной деятельности включаем:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;

— упражнения по дикции;  

— задания для развития речевой интонационной выразительности;

— игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

— упражнения на развитие детской пластики;

— упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

— театральные этюды;

— отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

— репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Елена Михайловна Аплоченко

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651339


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства