Просмотр содержимого документа
«Статья "Творческая работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательных способностей младших школьников"»
Черникова Надежда Алексеевна
ГБОУ СОШ №4 г.о.Сызрань
учитель начальных классов
Творческая работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательных способностей младших школьников
«Без творческого труда, создающего красоту,
без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно
представить чтение как одну из сфер жизни ребёнка» В.А. Сухомлинский
На уроках литературного чтения с целью развития познавательной активности младших школьников значительное место отводится творческим работам.
Творческие работы способствуют повышению активности и самостоятельности учащихся, развитию у них инициативы, мышления, воображения, дальнейшему совершенствованию полученных знаний, а также развитию речи.
Творческие задания, применяемые на уроках литературного чтения, можно разделить на группы:
задания, направленные на развитие эмоций;
задания, направленные на развитие воображения;
задания, направленные на углубление смысла содержания и его понимание.
Я хочу рассказать о тех творческих заданиях, которые особенно часто использую на своих уроках литературного чтения.
К заданиям творческого характера, направленным на развитие эмоций, относится работа над выразительным чтением и чтение по ролям.
Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.
Выразительное чтение самих детей(наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании произведения.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги.
При чтении по ролям детям особенно нравится инсценировать произведения или их отрывки. Выполняя данную работу, учащиеся изображают героев с помощью интонации, мимики, жестов.
Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героев, используется такой вид работы как выражение восприятия через цвет.
После чтения сказки - миниатюры Виктора Хмельницкого «Дождь в лесу» предлагаю учащимся передать с помощью цвета настроение героев до и после появления лягушек и соответственно закрасить квадратики.
Бабочка , кузнечик , волк , крот .
И тут в лесу появились лягушки!
Обитатели леса , волк , крот .
По окончанию самостоятельной работы учащиеся высказывают свое мнение, поясняют свой выбор.
Восприятие художественного произведения невозможно без активной работы воображения.
С этой целью использую такие задания: составление рассказа – предположения по ключевым словам.
Перед чтением рассказа Константина Паустовского «Кот – ворюга», предлагаю учащимся прочитать ключевые слова (кот, воровал, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож) и высказать свои предположения о том, что может произойти в этой истории. Затем ученики, используя данные слова, составляют рассказ.
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии, когда дети самостоятельно выписывают из текста ключевые слова, которые будут служить опорой для пересказа.
К заданиям, направленным на развитие воображения относится прогнозирование по иллюстрациям, данными в учебнике.
Перед чтением произведения, учащиеся рассматривают изображения в учебнике и высказывают свои предположения по наводящим вопросам учителя.
Перед чтением стихотворения Агнии Барто «Разлука» предлагаю учащимся рассмотреть иллюстрацию и ответить на следующие вопросы:
Догадайтесь, о ком мы сегодня будем читать? (о мальчике)
Как вы думаете, какое у мальчика настроение? (грустное)
Почему он грустит?
Учащиеся высказывают свое мнение, которое могут подтвердить или опровергнуть после чтения стихотворения.
По программе «Планета знаний» предусмотрены уроки литературного чтения по теме «Картинная галерея». В ходе таких занятий учащиеся знакомятся с репродукциями картин известных русских художников.
После чтения русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», детям предлагается рассмотреть картину Виктора Васнецова «Аленушка» и ответить на вопросы:
Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
Какое время года изобразил художник?
Какие деревья окружают девочку?
Какие краски использовал В. Васнецов?
Как вы думаете, почему автор назвал свою картину «Аленушка»?
Где сидит Аленушка?
Как она одета?
Посмотрите, какое настроение у Аленушки?
Как вы думаете, почему она грустит?
Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые).
Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?
А после предварительной беседы, учащиеся сочиняют и рассказывают свои истории о девочке, изображенной на картине.
К группе заданий направленных на развития воображения относится творческий пересказ.
Данный вид пересказа способствует полноценному восприятию художественного текста, развивает познавательные способности учащихся, вносит интерес и разнообразие.
После чтения сказки – миниатюры Виктора Хмельницкого «Гора» учащиеся выполняют следующее задание:
Расскажите сказку от имени маленькой горы.
Начни так:
«Давайте познакомимся. Я – маленькая гора. Вокруг меня стоят взрослые горы, и я их во всем слушаюсь…»
Творческий пересказ показывает, насколько полно ученик понимает содержание художественного произведения.
Прочитанное произведение может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение текста.
После чтения рассказа Виктора Драгунского «Кот в сапогах» учащимся предлагается письменно ответить на вопрос:
Что мог бы рассказать Дениска маме о том, как он получал первую премию за лучший костюм?
Подобные задания помогают развитию воображения и фантазии младших школьников.
Активизации познавательной деятельности учащихся способствует работа с загадками.
Загадки – это не просто развлечение. Они тренируют абстрактное мышление, логику, умение выделить главное и точно подобрать слово под описание предмета.
А придумывать загадки ещё интереснее, чем отгадывать.
Сочиняя загадки, действуем по плану:
Загадайте предмет.
Как он выглядит?
Что в нём интересного?
Как его можно легко узнать?
Детям особенно нравится самим придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения.
Следующая группа – это задания, направленные на углубление смысла содержания и его понимания.
Это – составление рассказа о герое произведения по заданному плану.
После чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина учащимся предлагается составить рассказ об одном из героев по плану.
Где живет герой, чем занимается.
Какие поступки совершает, почему.
Какой характер у этого героя.
Что думает о нем автор.
Как ты относишься к этому герою.
Умение составить рассказ о конкретном герое наглядно демонстрирует тот факт, что школьник хорошо понимает смысл, читаемого произведения.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер.
Например, сравнение народных сказок о мудрости.
Название
Чья это сказка
Кто был мудрым
Сколько в сказке загадок
Кому помогла мудрость
Что ценит народ в героях сказки
«Мудрый старик»
старик
«Мудрая девушка»
киргизская
Мудрая дева»
В процессе работы учащиеся заполняют данную таблицу. Такую работу можно организовать в группах.
Следующий вид работы составление вопросов по содержанию текста. Здесь я использую прием «Тонкие толстые вопросы».
Благодаря ему учащиеся учатся задавать вопросы, что, пожалуй, сложнее, чем на них отвечать. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика. «Тонкие» вопросы требуют простого, однословного ответа. «Толстые» вопросы требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Ответы на эти вопросы должны быть подробными, развернутыми.
Например, работая над произведением Николая Сладкова «Песенки подо льдом», предложила учащимся составить «тонкие» вопросы по содержанию текста, чтобы они начинались со слов:
Кто…?
Где…?
Когда…?
Кого…?
Что…?
Как...?
И «толстый» вопрос: Как вы думаете, почему…?
Заданные учащимися вопросы показывают, насколько они усвоили материал.
Использование на уроках литературного чтения заданий творческого характера способствует:
развитию познавательных способностей младших школьников;
повышению эффективности восприятия информации учащимися;
поддержанию интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
формированию умения работать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими (в парах, в группах).
Таким образом, работа над развитием познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения – это путь, который ведёт к формированию правильной читательской деятельности, а также личностному росту каждого учащегося, что является одним из приоритетных направлений в современной образовательной среде.
Библиографический список
1. МеркуловаГ.Н. Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
2. Асмолов, А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения Педагогика М.: 2009 .
3. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников Начальная школа. - 2011. - №8.