Урок русского языка
по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Тема урока. Постановка учебной задачи «Как проверить орфограмму по словарю»
Цель. Научить детей заполнять пропуски орфограмм слабых позиций с помощью
печатного образца.
Задачи:
1) познакомить с назначением орфографического словаря и приемами работы с ним;
2) установить последовательность действий при списывании слова из орфографического словаря и сформировать умение выполнять установленную последовательность;
3) обнаружив свойство печатного текста быть источником орфографических написаний, уточнить алгоритм письма по готовому образцу и сформировать навык его применения.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. 2 класс. 1 часть»
- Презентация по теме
- Карточки с индивидуальными заданиями
- Орфографический словарь (15 штук; 1 на парту)
Ход урока
- Оргмомент. Эмоциональный настрой. (Слайд 2)
- Каллиграфическая минутка.
Загадка «Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Буква «эН») (Слайд 3)
- Какая бывает буква «эН»?
(Заглавная, строчная, печатная, прописная)
- Какой звук обозначает буква «эН»?
([н]; [н'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий или твёрдый)
- Прописать в тетради - Н н Нн
- Создание ситуации успеха.
На доске записаны звуковые модели слов, нужно заменить звуковые модели буквенными. Перед работой учитель уточняет у учащихся: «Кто может справиться с работой сам и без ошибок?» (Дети ставят знак на полях тетради).
Индивидуальная работа у доски (по желанию)
[кн'ига] - книг__
[н'ина] - Нин___
[мал'ина] - м__лин___
Во время работы учащиеся оценивают работу обучающихся, работающих у доски. После выполнения работы оценивают свою работу.
- Создание проблемной ситуации.
Сказочный герой, Незнайка, прислал телеграмму. (Слайд 4)
Пр__ве__! Я –Н_знайк__!
У м__ня __сё х__р__шо.
Я ж__ву __ __ка__к__.
- Можем ли мы её прочитать?
- Правильно ли сделал Незнайка, что пропустил слабые позиции?
- Как быть? Как решить проблему? (Слайд 5)
- Работа по теме.
Знакомство со словарями. (Слайд 6)
Выставка словарей в классе.
Беседа «Зачем нужны словари?»
Знакомство с книгой «Орфографический словарь» (Слайд 7)
Сообщение цели урока. (Слайд 8)
- Самостоятельная работа.
- Ребята, как вы думаете, что нужно знать, чтобы быстро работать со словарём? (алфавит)
Самостоятельная работа на карточках.
Коллективное проговаривание алфавита. (Слайд 9)
- Физкультминутка.
- Работа с учебником. Работа в парах. (Слайд 10)
Учебник стр. 87 упр.94
- Чтение задания, разбор задания.
- Знакомство с алгоритмом работы.
- Работа в парах со словарём.
- Проверка выполненной работы (Слайд 11)
- Запись и объяснение домашнего задания. (Слайд 12)
- Подведение итогов урока. (Слайд 13).