Урок чтения в 3-м классе по теме: "Сказка о царе Салтане"
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Сказка о царе Салтане"
Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; участвовать в конкурсах, соревнованиях; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 3-м классе по теме: "Сказка о царе Салтане"»
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди"
Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; участвовать в конкурсах, соревнованиях; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.
Интерьер кабинета: Портрет А.С. Пушкина. Цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма»; «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Иллюстрации к сказкам размещены по кабинету; журнальный столик, на нем – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага, книги; реквизиты и костюмы для инсценировок; родословная поэта; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник «Живое слово» 1 часть (авт. З.И. Романовская).
До звонка на урок звучит фонограмма «Гори, гори, моя звезда».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Выполняем дыхательно-артикуляционные упражнения
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с,
Летел комар и звенел: з-з-з,
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймалм (кулачок прижимается к уху)
з-з-з
Пусть летит!
II. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фонограмма «Вальс» Штрауса
Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Музыка продолжается громче.
Выходят мальчик в костюме гусара и 2 девочки в белых бальных платьях. Каждый несёт подсвечник с зажженной свечой. Свечи ставятся к портрету А.С. Пушкина. Дети садятся.
Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!
Сегодняшний наш урок мы посвящаем одной из 5 сказок, 5 великих поэм, самой светлой, волшебно счастливой сказке, которую можно ещё назвать «симфонией русской души», которая появилась в далёком 1831 году - «Сказка о царе Салтане».
Это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. Родился А.С.Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала.
(Рассматривается генеалогическое древо поэта)
Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Влияние семьи было самым благотворным. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу.
Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они были верными друзьями.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и няня.
Вопрос: А как ее звали?
Дети отвечают, что её звали Арина Родионовна.
«Вальс» звучит громче
Заходит «няня» (бабушка одного из учеников в костюме) в сопровождении детей, одетых в русские народные костюмы, усаживается к столику и начинает вязать.
Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Родионовна, первая муза поэта, «наперсница» волшебной старины.
Она знала много народных песен, русских былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.
Выходит ученик в костюме Пушкина.
Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Радионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторять их.
Пушкин: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай.
Пушкин любил читать свои произведения любимой няне.
Пушкин:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует теплые отношения поэта и Арины Радионовны.
Пушкин:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна,
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Няня (смахивает слезы с глаз):
«Ох, Сашенька, голубчик мой!»
Ей поэт посвящает и такие строки:
Пушкин:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Низкий поклон тебе, няня Арина Радионовна!
Музыка звучит громче. Дети провожают няню.
IV. Конкурс «Сказочный эрудит».
Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые вы все знаете. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним эти сказки: проведем конкурс «сказочный эрудит».
Море синее кругом
Дуб зеленый над холмом…
1 Задание. Посмотрите внимательно: на листьях этого дуба спрятались задания. Вам предоставляется возможность ответить на них.
Звучит «Вальс». Дети отвечают на вопросы.
1 лист дуба
(иллюстрация к сказке)
Угадай, к какой сказке эта иллюстрация?
Что кричал петушок, сидя на спице?
2 лист дуба
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? Чему учит эта сказка?
3 лист дуба
Послушай фонограмму (звучит фонограмма «Полёт шмеля») Из какой сказки? Ещё в кого превращался князь Гвидон?
4 лист дуба
К кому обратился царь Додон с просьбой о помощи?
Что обещал царь Додон мудрецу в награду за петушка?
5 лист дуба
Сколько времени никто не беспокоил царство Додона?
Сколько сыновей было у царя Додона?
2 задание.
Я читаю начало сказки, а вы говорите название.
Жил-был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему БАЛДА
(окончания хором)
Идет, сам не зная КУДА
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
У Балды был меньший брат. Кто это?
Первой Пушкин сочинил эту озорную сказку в 1830 году, когда за 3 месяца написал 50 произведений. Гоголь услышал «Балду» и воскликнул: «Прелесть невообразимая». Его увлекли чисто русская интонация, ритм старинной народной былинной песни.
3 задание.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
А сейчас проверим, кто из вас лучше знает эту сказку:
Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
Каким ремеслом они занимались?(старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
Сколько раз закидывал старик невод в море?(3 раза )
С чем приходил невод? (1.тиной 2. травой морской 3.Золотой рыбкой)
Какими словами отпустил старик Золотую рыбку?
Бог с тобой, Золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй себе там на просторе !
Сколько раз приходил к рыбке старик с просьбами? (5 раз)
Звучит фонограмма «Морской прибой»
Как менялось море?
Море слегка разыгралось.
Помутилося синее море.
Не спокойно синее море.
Почернело синее море.
На море чёрная буря.
Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады.
Попробуйте угадать, что находится в этом ящике, в награду получите сюрприз.
Это предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. (Яблоко.)
В чёрном ящике ещё один предмет, говорящий человеческим голосом. (Зеркало.)
О чем спрашивала царица у зеркальца?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всх румяней и белее?»
Как ответило волшебное зеркало?
« Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее»
Как злилась царица?
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою,
Вишь, какая подросла!
И не диво, что бела.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся, всех я краше?
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне равной нет!
Из какой же сказки эта царица? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Какими словами заканчивается сказка?
« Я там был: мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил»
5 задание.
Внимание, ребята!
А еще какая сказка Пушкина заканчивается такими словами?
«cказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
VI. Работа по содержанию сказки.
Звучит фонограмма «Прялица»
У окна на лавке сидят три девицы, прядут пряжу (имитируют движения)
Как начинается эта сказка?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 (напористо, энергично)
Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 (восторженно)
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 (задумчиво)
Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Все участники пораженно охают. 3-я сестра, прикрыв лицо, отходит в сторону.
1 (осуждающе)
Толко вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
2 (восторженно)
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Через всю сцену проходит царь Салтан и кланяется 3сестре.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь Салтан:
«Здравствуй, красная девица,
будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая-повариха».
Сестрицы радостно ахают.
Звучит фонограмма громче.
Царь предлагает руку и уводит 3 сестрицу со сцены, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы.
VII. Дальнейшая работа строится по учебнику.
а) Дети открывают страницу 264.
Учитель читает отрывок. Ученики находят соответствующую иллюстрацию.
По ходу чтения проводится работа над архаизмами, т.е словами, которые употреблялись тогда и уже мало или редко употребляются в современном литературном языке.
Звучит фонограмма. Чайковский «Сладкая греза»
б) Ученик в костюме князя Гвидона читает отрывок
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
После чтения этого отрывка особое внимание надо обратить на аллитерацию, которая помогает читателю не только хорошо представить себе то, что изображено словами, но и буквально услышать шум морских волн ([л]- плавность движения волн).
в) Дети вслух «цепочкой» читают 4-ую часть сказки.
После прочтения уточняется понимание содержания этой части посредством ответов на вопросы.
VIII. Просмотр в/ф (5 часть сказки). Обращается внимание детей на одежду героев, речь.
Усвоение содержания проверяется ответами на вопросы.
IX. Д/з. Подготовить выразительное чтение 1-5 части сказки. Списать в тетрадь по чтению «Ты, волна моя, волна!» и выучить наизусть.
X. Итог урока.
Дети делятся впечатлениями.
Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное - любите Пушкина!
Звучит финальная песня.
Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.