kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане" Цель урока: продолжить работу по изученному произведению А.С.Пушкина; Задачи: проверка знания текста, оценка знаний учащихся; Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать, обобщать, анализировать. Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус. Ход урока Актуализация опорных знаний «Ассоциативный куст». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сказка»? Сказка Добрая, интересная, волшебная, бытовая, о животных, превращения, добро побеждает зло, справедливый конец, чудеса, волшебные предметы. 2 слайд: Правила работы в группе. 1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника. 2. Учитесь слушать и слышать собеседника. 3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать. 4.Будьте внимательны. 6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться. 7. Следите за временем. Ребус. (Рисунок пушки ,, ) Пушкин. Слайд Вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Однако, было время, когда Пушкин был ещё совсем маленьким мальчиком. У него была любимая няня Арина Радионовна. Она знала много сказок и часто рассказывала их маленькому Саше. И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. Так сочинит он 7 сказок. Определение темы, цели урока. Работа над содержанием сказки Работа в группах 1. Распределить события, происходящие в сказке последовательно.(У каждой группы конверт с разрезанными предложениями. Нужно установить последовательность событий) 1 группа Три девицы под окном пряли поздно вечерком Царь женится на младшей сестре, а сестер тоже забирает во дворец: одна ткачиха, а другая – повариха. Царь отправляется на войну Царица родила сына Царица пишет письмо царю Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют письмо царицы Князь издал указ: Ждать царева возвращения! Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют указ царя Царица и сын плывут по синему морю в бочке. 2 группа Царевич и царица доплыли до острова Царевич спас лебедь от коршуна На острове появился красивый город, которым стал править князь Гвидон Князь Гвидон встречает гостей-корабельщиков, от которых узнает про царя Салтана Лебедь превращает Гвидона в комара и он летит вслед за корабельщиками к отцу Корабельщики рассказывают царю Салтану о прекрасном городе Князь узнает о белке, которая грызет золотые орешки Лебедь устраивает так, что у Гвидона появилась белка, грызущая золотые орешки. Лебедь превращает Гвидона в муху и он летит вслед за корабельщиками к отцу. Корабельщики рассказывают царю Салтану о белке, которая появилась у князя Гвидона. 3 группа Гвидон узнает о 33 богатырях и дядьке Черноморе Лебедь устраивает так, что город Гвидона защищают 33 богатыря и дядька Черномор Лебедь превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за корабельщиками к отцу. Корабельщики рассказывают царю Салтану о 33 богатырях, которые служат у Гвидона. Гвидон узнает о прекрасной царевне, у которой во лбу звезда горит, месяц под косой блестит, днем свет божий затмевает, ночью землю освещает. Гвидон женится на царевне Лебеди Царь Салтан плывет в гости к князю Гвидону. Царь Салтан узнает правду Царь Салтан прощает ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху. Пир Презентация работы групп. Самооценивание. Прием «Клубочек». (Какой вклад внес именно ты в работе своей группы) Устно. К какому типу сказок относится сказка о царе Салтане? (Волшебная) Докажите, что сказка является волшебной. - Какие превращения происходят в сказке? (Превращения князя гвидона в комара, муху, шмеля; царевич спасает не лебедь, а царевну, убивает не коршуна, а чародея, колдуна; царевич растет в бочке не по дням, а по часам; белка, грызущая золотые орешки, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь) Какие чудеса происходят в сказке? Выборочное чтение. «Тропинка чудес» - Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит? Вспомните сколько раз в сказке повторяются события, и назовите их? Ставится таймер, для того, чтобы учащиеся следили за временем. 1. Три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 2. Три раза обращался к царевне- лебеди за помощью. 3. Она его три раза спрашивала « Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 4. Три раза заезжают корабельщики. 5. Три раза угощает их Гвидон и Салтан. Продолжи фразу. А) Сын на ножки поднялся, В дно руками уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? – молвил он, … (Вышиб дно и вышел вон) Б) Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах … (На раздутых парусах) В) Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, орешки не простые, Все скорлупки золотые… (Ядра чистый изумруд; Слуги белку стерегут) Выборочное чтение. Рассмотрите иллюстрации художников и (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация. Прочитайте выразительно фрагмент. (чтение 2-3 учениками вслух) Работа в парах. Игра «Выбери меня». Известно, что А.С.Пушкин является автором семи сказок, которые он сочинил на основе народных сказок, которые в детстве рассказала ему няня Арина Родионовна. На карточке написаны имена героев из разных сказок Пушкина. Вы должны выбрать только тех героев из сказки о царе Салтане и обозначить их «*» Золотой петушок поп королевич Елисей Белка дядька Черномор Балда золотая рыбка Царь Салтан Ткачиха Сватья баба Бабариха повариха Князь Гвидон корабельщики Царевна Лебедь старик и старуха Коршун Белоснежка гномы Мертвая царевна Семь богатырей Проверка. Самооценка по слайду. Учитель: – Каких героев больше в сказке Пушкина добрых или злых? – Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные. Работа над героями сказки. Составить кластер в группах: князь Гвидон, царь Салтан, царевна Лебедь, ткачиха повариха и сватья баба Бабариха. Взаимооценивание устно. Если кто-либо затрудняется, даю карточку-помощницу, в которой перечисляются качества характера героев. Нужно выбрать подходящие: справедливый, добрый, доверчивый, умный, умеет прощать, злые, завистливые, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный, мужественный, честный, эгоистичные, скромная, щедрая, добрая. (Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. ) Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? Как все-таки были наказаны ткачиха, повариха и сватья баба бабариха князем Гвидоном? Итог урока: - Почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха так поступили со своей сестрой – царицей и её сыном? Хорошее ли это качество – зависть? - Почему князь Гвидон хотел, чтобы у него в городе были и чудо-белка, и 33 богатыря, и прекрасная царевна? - Какой эпизод сказки вам понравился больше всего? Почему? Содержание сказки подчинено более глубокой идее – добра. - В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.) Самооценивание по листу самооценки. Д/з. выучить понравившийся отрывок из сказки наизусть. Подумайте, в каких ситуациях люди могут завидовать друг другу и причинить зло. Дополнительное задание, можно использовать как домашнее. Игра «крестики –нолики» (За верное утверждение –Х, неверное- 0. 1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (0) (указ) 2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+) 3. Над лебедью носился в море орел. (0) (коршун) 4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (х) 5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (0) (Буян) 6. Гвидон сам построил город на острове. (0) ( лебедь ему сделала подарок) 7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (0) ( От корабельщиков) 8. Гвидон трижды летал к Салтану. (х) 9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (х)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" »

Тема: А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане"

Цель урока: продолжить работу по изученному произведению А.С.Пушкина;

Задачи: проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.

Ход урока

Актуализация опорных знаний


«Ассоциативный куст». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сказка»?

Сказка

Добрая, интересная, волшебная, бытовая, о животных, превращения, добро побеждает зло, справедливый конец, чудеса, волшебные предметы.

2 слайд: Правила работы в группе.

1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника.

2. Учитесь слушать и слышать собеседника.

3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать.

4.Будьте внимательны.

6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться.

7. Следите за временем.

Ребус. (Рисунок пушки ,, ) Пушкин. Слайд


Вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Однако, было время, когда Пушкин был ещё совсем маленьким мальчиком. У него была любимая няня Арина Радионовна. Она знала много сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.


И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. Так сочинит он 7 сказок.


Определение темы, цели урока.

Работа над содержанием сказки

Работа в группах

  1. Распределить события, происходящие в сказке последовательно.(У каждой группы конверт с разрезанными предложениями. Нужно установить последовательность событий)

1 группа

Три девицы под окном пряли поздно вечерком

Царь женится на младшей сестре, а сестер тоже забирает во дворец: одна ткачиха, а другая – повариха.

Царь отправляется на войну

Царица родила сына

Царица пишет письмо царю

Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют письмо царицы

Князь издал указ: Ждать царева возвращения!

Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют указ царя

Царица и сын плывут по синему морю в бочке.

2 группа

Царевич и царица доплыли до острова

Царевич спас лебедь от коршуна

На острове появился красивый город, которым стал править князь Гвидон

Князь Гвидон встречает гостей-корабельщиков, от которых узнает про царя Салтана

Лебедь превращает Гвидона в комара и он летит вслед за корабельщиками к отцу

Корабельщики рассказывают царю Салтану о прекрасном городе

Князь узнает о белке, которая грызет золотые орешки

Лебедь устраивает так, что у Гвидона появилась белка, грызущая золотые орешки.

Лебедь превращает Гвидона в муху и он летит вслед за корабельщиками к отцу.

Корабельщики рассказывают царю Салтану о белке, которая появилась у князя Гвидона.

3 группа

Гвидон узнает о 33 богатырях и дядьке Черноморе

Лебедь устраивает так, что город Гвидона защищают 33 богатыря и дядька Черномор

Лебедь превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за корабельщиками к отцу.

Корабельщики рассказывают царю Салтану о 33 богатырях, которые служат у Гвидона.

Гвидон узнает о прекрасной царевне, у которой во лбу звезда горит, месяц под косой блестит, днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Гвидон женится на царевне Лебеди

Царь Салтан плывет в гости к князю Гвидону.

Царь Салтан узнает правду

Царь Салтан прощает ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху.

Пир



Презентация работы групп. Самооценивание. Прием «клубочек». (Какой вклад внес именно ты в работе своей группы) Устно.



К какому типу сказок относится сказка о царе Салтане? (Волшебная)

Докажите, что сказка является волшебной.

- Какие превращения происходят в сказке? (Превращения князя гвидона в комара, муху, шмеля; царевич спасает не лебедь, а царевну, убивает не коршуна, а чародея, колдуна; царевич растет в бочке не по дням, а по часам; белка, грызущая золотые орешки, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)



Какие чудеса происходят в сказке? Выборочное чтение. «Тропинка чудес»

- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?

Вспомните сколько раз в сказке повторяются события, и назовите их? Ставится таймер, для того, чтобы учащиеся следили за временем.

1. Три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану.

2. Три раза обращался к царевне- лебеди за помощью.

3. Она его три раза спрашивала « Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?»

4. Три раза заезжают корабельщики.

5. Три раза угощает их Гвидон и Салтан.

Продолжи фразу.

А) Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать? – молвил он,

… (Вышиб дно и вышел вон)


Б) Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

… (На раздутых парусах)

В) Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

(Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут)

Выборочное чтение. Рассмотрите иллюстрации художников и (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация. Прочитайте выразительно фрагмент. (чтение 2-3 учениками вслух)


Работа в парах. Игра «Выбери меня». Известно, что А.С.Пушкин является автором семи сказок, которые он сочинил на основе народных сказок, которые в детстве рассказала ему няня Арина Родионовна. На карточке написаны имена героев из разных сказок Пушкина. Вы должны выбрать только тех героев из сказки о царе Салтане и обозначить их «*»

Золотой петушок

поп

королевич Елисей

Белка

дядька Черномор

Балда

золотая рыбка

Царь Салтан

Ткачиха

Сватья баба Бабариха

повариха

Князь Гвидон

корабельщики

Царевна Лебедь

старик и старуха

Коршун

Белоснежка

гномы

Мертвая царевна

Семь богатырей

Проверка. Самооценка по слайду.


Портреты и герои. (Показ страницы презентации)

1) Узнать героев по портрету:

а) Под месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава…

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор…


Учитель: – Каких героев больше в сказке Пушкина добрых или злых?


– Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные.

Работа над героями сказки.

Составить кластер в группах: князь Гвидон, царь Салтан, царевна Лебедь, ткачиха повариха и сватья баба Бабариха.

Взаимооценивание устно.

Если кто-либо затрудняется, даю карточку-помощницу, в которой перечисляются качества характера героев. Нужно выбрать подходящие: справедливый, добрый, доверчивый, умный, умеет прощать, злые, завистливые, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный, мужественный, честный, эгоистичные, скромная, щедрая, добрая.

(Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.

Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. )


Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

Как все-таки были наказаны ткачиха, повариха и сватья баба бабариха князем Гвидоном?

Итог урока:

- Почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха так поступили со своей сестрой – царицей и её сыном? Хорошее ли это качество – зависть?

- Почему князь Гвидон хотел, чтобы у него в городе были и чудо-белка, и 33 богатыря, и прекрасная царевна?

- Какой эпизод сказки вам понравился больше всего? Почему?

Содержание сказки подчинено более глубокой идее – добра.

- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)

Самооценивание по листу самооценки.

Д/з. выучить понравившийся отрывок из сказки наизусть. Подумайте, в каких ситуациях люди могут завидовать друг другу и причинить зло.

Дополнительное задание, можно использовать как домашнее.

Игра «крестики –нолики» (За верное утверждение –Х, неверное- 0.

1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (0) (указ)

2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

3. Над лебедью носился в море орел. (0) (коршун)

4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (х)

5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (0) (Буян)

6. Гвидон сам построил город на острове. (0) ( лебедь ему сделала подарок)

7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (0) ( От корабельщиков)

8. Гвидон трижды летал к Салтану. (х)

9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (х)













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ескендирова Галия Шаяхметовна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства