Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Тема: А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане"
Цель урока: продолжить работу по изученному произведению А.С.Пушкина;
Задачи: проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
«Ассоциативный куст». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сказка»?
Сказка
Добрая, интересная, волшебная, бытовая, о животных, превращения, добро побеждает зло, справедливый конец, чудеса, волшебные предметы.
2 слайд: Правила работы в группе.
1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника.
2. Учитесь слушать и слышать собеседника.
3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать.
4.Будьте внимательны.
6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться.
7. Следите за временем.
Ребус. (Рисунок пушки ,, ) Пушкин. Слайд
Вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Однако, было время, когда Пушкин был ещё совсем маленьким мальчиком. У него была любимая няня Арина Радионовна. Она знала много сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.
И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. Так сочинит он 7 сказок.
Определение темы, цели урока.
Работа над содержанием сказки
Работа в группах
1. Распределить события, происходящие в сказке последовательно.(У каждой группы конверт с разрезанными предложениями. Нужно установить последовательность событий)
1 группа
Три девицы под окном пряли поздно вечерком
Царь женится на младшей сестре, а сестер тоже забирает во дворец: одна ткачиха, а другая – повариха.
Царь отправляется на войну
Царица родила сына
Царица пишет письмо царю
Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют письмо царицы
Князь издал указ: Ждать царева возвращения!
Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют указ царя
Царица и сын плывут по синему морю в бочке.
2 группа
Царевич и царица доплыли до острова
Царевич спас лебедь от коршуна
На острове появился красивый город, которым стал править князь Гвидон
Князь Гвидон встречает гостей-корабельщиков, от которых узнает про царя Салтана
Лебедь превращает Гвидона в комара и он летит вслед за корабельщиками к отцу
Корабельщики рассказывают царю Салтану о прекрасном городе
Князь узнает о белке, которая грызет золотые орешки
Лебедь устраивает так, что у Гвидона появилась белка, грызущая золотые орешки.
Лебедь превращает Гвидона в муху и он летит вслед за корабельщиками к отцу.
Корабельщики рассказывают царю Салтану о белке, которая появилась у князя Гвидона.
3 группа
Гвидон узнает о 33 богатырях и дядьке Черноморе
Лебедь устраивает так, что город Гвидона защищают 33 богатыря и дядька Черномор
Лебедь превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за корабельщиками к отцу.
Корабельщики рассказывают царю Салтану о 33 богатырях, которые служат у Гвидона.
Гвидон узнает о прекрасной царевне, у которой во лбу звезда горит, месяц под косой блестит, днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Гвидон женится на царевне Лебеди
Царь Салтан плывет в гости к князю Гвидону.
Царь Салтан узнает правду
Царь Салтан прощает ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху.
Пир
Презентация работы групп. Самооценивание. Прием «Клубочек». (Какой вклад внес именно ты в работе своей группы) Устно.
К какому типу сказок относится сказка о царе Салтане? (Волшебная)
Докажите, что сказка является волшебной.
- Какие превращения происходят в сказке? (Превращения князя гвидона в комара, муху, шмеля; царевич спасает не лебедь, а царевну, убивает не коршуна, а чародея, колдуна; царевич растет в бочке не по дням, а по часам; белка, грызущая золотые орешки, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)
Какие чудеса происходят в сказке? Выборочное чтение. «Тропинка чудес»
- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?
Вспомните сколько раз в сказке повторяются события, и назовите их? Ставится таймер, для того, чтобы учащиеся следили за временем.
1. Три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану.
2. Три раза обращался к царевне- лебеди за помощью.
3. Она его три раза спрашивала « Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?»
4. Три раза заезжают корабельщики.
5. Три раза угощает их Гвидон и Салтан.
Продолжи фразу.
А) Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
Б) Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
Выборочное чтение. Рассмотрите иллюстрации художников и (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация. Прочитайте выразительно фрагмент. (чтение 2-3 учениками вслух)
Работа в парах. Игра «Выбери меня». Известно, что А.С.Пушкин является автором семи сказок, которые он сочинил на основе народных сказок, которые в детстве рассказала ему няня Арина Родионовна. На карточке написаны имена героев из разных сказок Пушкина. Вы должны выбрать только тех героев из сказки о царе Салтане и обозначить их «*»
Золотой петушок поп королевич Елисей Белка дядька Черномор
Балда золотая рыбка Царь Салтан Ткачиха Сватья баба Бабариха
повариха Князь Гвидон корабельщики Царевна Лебедь старик и старуха
Коршун Белоснежка гномы Мертвая царевна Семь богатырей
Проверка. Самооценка по слайду.
Учитель: – Каких героев больше в сказке Пушкина добрых или злых?
– Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные.
Работа над героями сказки.
Составить кластер в группах: князь Гвидон, царь Салтан, царевна Лебедь, ткачиха повариха и сватья баба Бабариха.
Взаимооценивание устно.
Если кто-либо затрудняется, даю карточку-помощницу, в которой перечисляются качества характера героев. Нужно выбрать подходящие: справедливый, добрый, доверчивый, умный, умеет прощать, злые, завистливые, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный, мужественный, честный, эгоистичные, скромная, щедрая, добрая.
(Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. )
Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?
Как все-таки были наказаны ткачиха, повариха и сватья баба бабариха князем Гвидоном?
Итог урока:
- Почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха так поступили со своей сестрой – царицей и её сыном? Хорошее ли это качество – зависть?
- Почему князь Гвидон хотел, чтобы у него в городе были и чудо-белка, и 33 богатыря, и прекрасная царевна?
- Какой эпизод сказки вам понравился больше всего? Почему?
Содержание сказки подчинено более глубокой идее – добра.
- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)
Самооценивание по листу самооценки.
Д/з. выучить понравившийся отрывок из сказки наизусть. Подумайте, в каких ситуациях люди могут завидовать друг другу и причинить зло.
Дополнительное задание, можно использовать как домашнее.
Игра «крестики –нолики» (За верное утверждение –Х, неверное- 0.
1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (0) (указ)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (0) (коршун)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (х)
5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (0) (Буян)
6. Гвидон сам построил город на острове. (0) ( лебедь ему сделала подарок)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (0) ( От корабельщиков)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (х)
9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (х)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Ассоциативный куст». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сказка»?
Сказка
Добрая, интересная, волшебная, бытовая, о животных, превращения, добро побеждает зло, справедливый конец, чудеса, волшебные предметы.
2 слайд: Правила работы в группе.
1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника.
2. Учитесь слушать и слышать собеседника.
3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать.
4.Будьте внимательны.
6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться.
7. Следите за временем.
Ребус. (Рисунок пушки ,, ) Пушкин. Слайд
Вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Однако, было время, когда Пушкин был ещё совсем маленьким мальчиком. У него была любимая няня Арина Радионовна. Она знала много сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.
И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. Так сочинит он 7 сказок.
Определение темы, цели урока.
Работа над содержанием сказки
Работа в группах
Распределить события, происходящие в сказке последовательно.(У каждой группы конверт с разрезанными предложениями. Нужно установить последовательность событий)
1 группа
Три девицы под окном пряли поздно вечерком
Царь женится на младшей сестре, а сестер тоже забирает во дворец: одна ткачиха, а другая – повариха.
Царь отправляется на войну
Царица родила сына
Царица пишет письмо царю
Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют письмо царицы
Князь издал указ: Ждать царева возвращения!
Ткачиха, повариха и сватья бабариха меняют указ царя
Царица и сын плывут по синему морю в бочке.
2 группа
Царевич и царица доплыли до острова
Царевич спас лебедь от коршуна
На острове появился красивый город, которым стал править князь Гвидон
Князь Гвидон встречает гостей-корабельщиков, от которых узнает про царя Салтана
Лебедь превращает Гвидона в комара и он летит вслед за корабельщиками к отцу
Корабельщики рассказывают царю Салтану о прекрасном городе
Князь узнает о белке, которая грызет золотые орешки
Лебедь устраивает так, что у Гвидона появилась белка, грызущая золотые орешки.
Лебедь превращает Гвидона в муху и он летит вслед за корабельщиками к отцу.
Корабельщики рассказывают царю Салтану о белке, которая появилась у князя Гвидона.
3 группа
Гвидон узнает о 33 богатырях и дядьке Черноморе
Лебедь устраивает так, что город Гвидона защищают 33 богатыря и дядька Черномор
Лебедь превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за корабельщиками к отцу.
Корабельщики рассказывают царю Салтану о 33 богатырях, которые служат у Гвидона.
Гвидон узнает о прекрасной царевне, у которой во лбу звезда горит, месяц под косой блестит, днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Гвидон женится на царевне Лебеди
Царь Салтан плывет в гости к князю Гвидону.
Царь Салтан узнает правду
Царь Салтан прощает ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху.
Пир
Презентация работы групп. Самооценивание. Прием «клубочек». (Какой вклад внес именно ты в работе своей группы) Устно.
К какому типу сказок относится сказка о царе Салтане? (Волшебная)
Докажите, что сказка является волшебной.
- Какие превращения происходят в сказке? (Превращения князя гвидона в комара, муху, шмеля; царевич спасает не лебедь, а царевну, убивает не коршуна, а чародея, колдуна; царевич растет в бочке не по дням, а по часам; белка, грызущая золотые орешки, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)
Какие чудеса происходят в сказке? Выборочное чтение. «Тропинка чудес»
- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?
Вспомните сколько раз в сказке повторяются события, и назовите их? Ставится таймер, для того, чтобы учащиеся следили за временем.
1. Три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану.
2. Три раза обращался к царевне- лебеди за помощью.
3. Она его три раза спрашивала « Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?»
4. Три раза заезжают корабельщики.
5. Три раза угощает их Гвидон и Салтан.
Продолжи фразу.
А) Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
Б) Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
Выборочное чтение. Рассмотрите иллюстрации художников и (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация. Прочитайте выразительно фрагмент. (чтение 2-3 учениками вслух)
Работа в парах. Игра «Выбери меня». Известно, что А.С.Пушкин является автором семи сказок, которые он сочинил на основе народных сказок, которые в детстве рассказала ему няня Арина Родионовна. На карточке написаны имена героев из разных сказок Пушкина. Вы должны выбрать только тех героев из сказки о царе Салтане и обозначить их «*»
Золотой петушок
поп
королевич Елисей
Белка
дядька Черномор
Балда
золотая рыбка
Царь Салтан
Ткачиха
Сватья баба Бабариха
повариха
Князь Гвидон
корабельщики
Царевна Лебедь
старик и старуха
Коршун
Белоснежка
гномы
Мертвая царевна
Семь богатырей
Проверка. Самооценка по слайду.
Портреты и герои. (Показ страницы презентации)
1) Узнать героев по портрету:
а) Под месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава…
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
Учитель: – Каких героев больше в сказке Пушкина добрых или злых?
– Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные.
Работа над героями сказки.
Составить кластер в группах: князь Гвидон, царь Салтан, царевна Лебедь, ткачиха повариха и сватья баба Бабариха.
Взаимооценивание устно.
Если кто-либо затрудняется, даю карточку-помощницу, в которой перечисляются качества характера героев. Нужно выбрать подходящие: справедливый, добрый, доверчивый, умный, умеет прощать, злые, завистливые, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный, мужественный, честный, эгоистичные, скромная, щедрая, добрая.