Урок литературного чтения в 6 классе
Литературная сказка. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Цели: дать сведения о литературной сказке; воспитывать интерес, любовь к литературному наследию великого русского поэта; показать красоту слога поэзии Пушкина; развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и размышлять; расширить кругозор.
Методы: обучение в форме опережающего задания по новой теме.
Ход урока
1 Организационный момент.
Позитивный настрой.
2 Объявление темы урока.
3 Просмотр презентации о жизни и творчестве А.С.Пушкина. (Подготовлен учащимся).
4 Опережающее задание.
Учитель: Что вы можете добавить из дополнительных источников о творчестве А.С.Пушкина? (Ученики читают подготовленные ими материалы)
Чтение учеником статьи «Понятие о литературной сказке». Стр.40
5 Сказка о царе Салтане (В сокращении)
(Чтение учеником.)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
- "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- "Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
…
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха -
И завидуют оне
Государевой жене.
…
Вопросы и задания:
1.О чем говорили три девицы под окном?
2. Кто услышал их разговор?
3. Почему они завидовали государевой жене?
4.Найдите в словаре значения слов и выражений: крещёный мир, светлица, сени.
5. Подберите синонимы к следующим словам и выражениям: кабы; (речь) полюбилася; оне
II
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку".
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
"Ждать царева возвращенья
Для законного решенья".
Вопросы и задания:
1.Куда отправился царь Салтан?
2.Что задумали завистницы?
3.Какое решение принял царь-отец?
4.Подберите синонимы к словам и выражениям: ей наказывал; извести; начать чудесить.
III
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
…
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День.прошел - царица вопит.
А дитя волну торопит:
"Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
…
Вопросы и задания
1 Как вы понимаете значения слов : вопит, гульлива?
2 Найдите в словаре значения устаревших слов: сума, грамота, вдовица.
3 Найдите в тексте риторические вопросы и объясните их роль в стиле сказки.
IV
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит -
И царевичу потом
Молвит русским языком:
"Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись".
Вопросы и задания на стр. 47
6 Подведение итогов.
7 Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки.
8 Рефлексия.