kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная сказка.А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Урок литературного чтения в 6 классе

 Литературная сказка. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

Цели: дать сведения о литературной сказке; воспитывать интерес, любовь к литературному наследию великого русского поэта; показать красоту слога поэзии Пушкина; развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и размышлять; расширить кругозор.

Методы: обучение в форме опережающего задания по новой теме.

                                                 Ход урока

1 Организационный момент.

Позитивный настрой.

2 Объявление темы урока.

3 Просмотр презентации о жизни и творчестве А.С.Пушкина. (Подготовлен учащимся).

4 Опережающее задание.

Учитель: Что вы можете добавить из дополнительных источников о творчестве А.С.Пушкина? (Ученики читают подготовленные ими материалы)

Чтение учеником статьи «Понятие о литературной сказке». Стр.40

5 Сказка о царе Салтане (В сокращении)

(Чтение учеником.)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

"Здравствуй, красная девица,-

Говорит он,- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха".

В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой;

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха -

И завидуют оне

Государевой жене.

Вопросы и задания:

1.О чем говорили три девицы под окном?

2. Кто услышал их разговор?

3. Почему они завидовали государевой жене?

4.Найдите в словаре значения слов и выражений: крещёный мир, светлица, сени.

5. Подберите синонимы к следующим словам и выражениям: кабы;  (речь) полюбилася; оне

                                      II

В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

"Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку".

Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

"Ждать царева возвращенья

Для законного решенья".

Вопросы и задания:

1.Куда отправился царь Салтан?

2.Что задумали завистницы?

3.Какое решение принял царь-отец?

4.Подберите синонимы к словам и выражениям: ей наказывал; извести; начать чудесить.

                                           III

Едет с грамотой гонец

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -

Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День.прошел - царица вопит.

А дитя волну торопит:

"Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Вопросы и задания

1 Как вы понимаете значения слов : вопит, гульлива?

2 Найдите в словаре значения устаревших слов: сума, грамота, вдовица.

3 Найдите в тексте риторические вопросы и объясните их роль в стиле сказки.

                                          IV

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит -

И царевичу потом

Молвит русским языком:

"Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе - все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись".

Вопросы и задания на стр. 47

6 Подведение итогов.

7 Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки.

8 Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная сказка.А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане" »

Урок литературного чтения в 6 классе

Литературная сказка. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

Цели: дать сведения о литературной сказке; воспитывать интерес, любовь к литературному наследию великого русского поэта; показать красоту слога поэзии Пушкина; развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и размышлять; расширить кругозор .

Методы: обучение в форме опережающего задания по новой теме.

Ход урока

1 Организационный момент.

Позитивный настрой.

2 Объявление темы урока.

3 Просмотр презентации о жизни и творчестве А.С.Пушкина. (Подготовлен учащимся).

4 Опережающее задание.

Учитель: Что вы можете добавить из дополнительных источников о творчестве А.С.Пушкина? (Ученики читают подготовленные ими материалы)

Чтение учеником статьи «Понятие о литературной сказке». Стр.40

5 Сказка о царе Салтане (В сокращении)

(Чтение учеником.)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".


Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

"Здравствуй, красная девица,-

Говорит он,- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха".


В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой;

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха -

И завидуют оне

Государевой жене.

Вопросы и задания:

1.О чем говорили три девицы под окном?

2. Кто услышал их разговор?

3. Почему они завидовали государевой жене?

4.Найдите в словаре значения слов и выражений: крещёный мир, светлица, сени.

5. Подберите синонимы к следующим словам и выражениям: кабы; (речь) полюбилася; оне


II


В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

"Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку".


Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

"Ждать царева возвращенья

Для законного решенья".


Вопросы и задания:

1.Куда отправился царь Салтан?

2.Что задумали завистницы?

3.Какое решение принял царь-отец?

4.Подберите синонимы к словам и выражениям: ей наказывал; извести; начать чудесить.


III


Едет с грамотой гонец

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -

Так велел-де царь Салтан.


В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День.прошел - царица вопит...

А дитя волну торопит:

"Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Вопросы и задания

1 Как вы понимаете значения слов : вопит, гульлива?

2 Найдите в словаре значения устаревших слов: сума, грамота, вдовица.

3 Найдите в тексте риторические вопросы и объясните их роль в стиле сказки.


IV


Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит -

И царевичу потом

Молвит русским языком:

"Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе - все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись".


Вопросы и задания на стр. 47


6 Подведение итогов.

7 Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки.

8 Рефлексия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Литературная сказка.А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане"

Автор: Сыздыков Мубарак Кенжебаевич

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства