Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе Согласные звуки [х], [х′]. Буква Х х.»
Тема. Согласные звуки [х], [х′]. Буква Х х.
Цель:создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквами Х, х; способствовать формированию навыков слогового, правильного, выразительного чтения.
Тема
Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х’]. Буква Х, х.
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Открытие нового знания
Планируемые результаты (предметные)
Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы
Личностные результаты
Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.
Познавательные:общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.
Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Форма работы: фронтальная, самостоятельная групповая работа, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.
Ресурсы: раздаточный материал: карточки для работы в группах, рабочий лист индивидуальный, картинки «Как хлеб на стол пришёл»,
Печатные пособия: Горецкий В.Г. «Азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. Просвещение, 2018г. , выставка книг о хлебе
( заранее раздать детям листочки в виде квадрата, дети выполняют действия)
Загадаю вам загадку.
Раз – листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем,
Три – ещё разок свернули,
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!
Правильно. Мы посеяли зерна в плодородную почву. Картинка 2
5)Чтение слогов с новой буквой. Работа в парах
- С буквой познакомились, чему должны научиться дальше? (Читать слоги)
- Чтобы наши зерна дали хорошие всходы, прочитаем слоги с новой буквой
- Прочитаем слоги на карточках. Возьмите рабочий лист. Найдите задание 1.
ХА – ХО – ХУ – ХИ – ХЕ
-Хором, индивидуально
Индивидуальное чтение – Кулешов В.
-Прочитайте слоги с гласными, обозначающими мягкость согласных. (1вариант)
-Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласных.
( 2 вариант)
Проверка вслух
- Слияний с какими буквами, что обозначают гласные звуки не встретили? Посмотрите на ленту букв. Все ли гласные буквы образуют слог с буквой Х?
Такие слияния не характерны для русского языка и в словах не встречаются.
- Мы справились с заданием, а наши зёрна дали хорошие всходы. Картинка 3
6)Физминутка «Зернышко».
«Посадили зернышко.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!»
Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.
Мы зернышки (присели)
Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
Скосили колоски (движение руками)
Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)
Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
Вот какой хлеб получился! Как у вас в учебнике на с.38.
7)Артикуляционная разминка
- Чтобы правильно говорить, читать, выполним артикуляционную разминку. Возьмите рабочий лист. Второе задание. Вам нужно прочитать предложение. Выберите то, которое вам удобнее читать: по слогам или целыми словами.
Читаем шепотом;
читаем вполголоса;
читаем вслух;
с поучительной интонацией
- Как называется высказывание? Это пословица.
- Что такое пословица? Народная мудрость.
- Чему учит данная пословица?
Как много труда нужно приложить, чтобы хлеб был у нас на столе.
8)Работа с учебником
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)
Что изображено в правом верхнем углу? (Солнышко)
Кого принято встречать хлебом и солью? (Дорогих гостей)
Для чего это делают? (В знак уважения)
Где выращивают хлеб? (На полях)
Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)
Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)
Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?
(от явлений природы зависит урожай зерновых).
Что находится выше неба и звезд? (Боги Дева Мария с ребенком. )
Знаете почему? (Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)
9) Чтение слов. Азбука с. 39
- Читаем слова с новой буквой, работаем по строчкам
Показательное чтение учеников
Чтение в парах. Работаем дружно. Читаем вполголоса.
Прочитайте первую пару слов. Что интересного заметили?
- Каково значение этих слов? Как называются слова с противоположным значением?( АНТОНИМЫ)
- Прочитайте 2 пару слов, 3 пару слов
В чем различие слов? Слова обозначают разное количество предметов: один – много.
-Спасибо, ребята. Вы правильно прочитали и проанализировали слова.
А на поле заколосились золотые хлеба.
КАРТИНКА 4
Физминутка
Константин Мясков «Колоски звенят в полях». Музыка
10) Чтение текста. Азбука с.39
- Теперь нужно собрать урожай.
- Рассмотрите иллюстрацию в нижней части с.39 учебника.
Что видите? О чем будет текст, как вы думаете?
А)Чтение текста учителем.
- Оправдалось ли наше предположение?
- Связан ли текст с темой нашего урока?
Б)Самостоятельное чтение (1 мин)
Прочитайте «цепочкой» текст на с. 39.
- Сколько раз встречается буква «ха» в тексте? (6)
В)Беседа по содержанию текста
- Какое время года приближается?
−Почему дрожат осины?
− Что появилось в мелких озерах?
− Что нужно успеть сделать до холодов?
- Какие машины работают на полях?
− Докажите, что мы прочитали текст. (Предложения связаны между собой по смыслу.)
− Озаглавим этот текст. Выберите заголовок, который подходит: «Осень – пора уборки хлебов», «Сколько машин для уборки хлеба!»
Г)Выборочное чтение «Поймай предложение»
- Дрожат … .
-В мелких озерах … .
- До холодов … .
- Что обозначает слово хлеб в данном предложении? Колоски.
- Какое еще знаете значение этого слова? Изделие из муки.
- значит слово хлеб … . Многозначное.
- Ребята, как вы думаете, чему учит нас текст?
Уважать труд людей. Беречь хлеб.
11) Учитель рассказывает о ценности хлеба.
«Хлебом мы называем золотые колосья и золотистые батоны и буханки на своем столе. Слово одно, а какой долгий и трудный путь!»
- А знаете ли вы, что в производстве хлеба участвуют 72 профессии людей. К его появлению причастен и тракторист, и конструктор, и водитель, и мукомол, и пекарь, и продавец, и даже нефтяник; одним словом, все связаны трудом. Хлеб – плод мудрости и мастерства человека. Хлеб – самый древний и надежный вид пищи. Ученые полагают, что первый хлеб появился 15 тысяч лет назад. Очень – очень давно! Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
- Дети, как вы думаете, всегда ли хлеб был на столе? (не всегда, в годы войны хлеба порой не было)
Старые люди любят говорить: «Хлеб – это святое». Наверное, потому, что выдались на их веку годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба». Война, неурожайные годы… Ребята, в музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек хлеба величиной 125 граммов. (учитель на тарелке показывает 125 граммов черного хлеба). Таков был паек для жителей этого города во время Великой Отечественной войны с немцами. Хлеб в ту пору был низкого качества. Но не было хлеба тогда слаще, желаннее, чем тот горький хлеб.
Сейчас хлеба у нас вдоволь. Посмотрите на полках магазинов какое изобилие хлебобулочных изделий. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голода, не ценят хлеб. Поэтому к хлебу нужно относится очень бережно. . И вы, ребята, тоже цените и берегите хлеб, как самое дорогое богатство».
- Урожай собрали, машины везут зерно в хранилище. Картинка 6
12) Работа с выставкой книг
- Дети, я вижу, что многих из вас заинтересовала эта тема. Мне это очень приятно. Чтобы больше узнать о хлебе, предлагаю вам прочитать книги.
Работа с выставкой книг
-Урожай смололи в муку и привезли пекарю, чтобы испечь золотистый каравай.
Картинка 7
V.Итог урока
- Мы прошли путь от маленького зернышка к душистому караваю
- Путь этот был не простой. Но вы упорно трудились.
- Чему учились на уроке?
- С какими заданиями вам было нелегко справиться?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы считаете, мы выполнили поставленные в начале урока задачи?
(Я думаю (считаю), мы выполнили задачи. Выделяли звуки. Выучили букву. Тренировались в чтении.)
- Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
- Чему ещё научил вас урок?
Беречь хлеб, уважать труд людей.
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке
Я всё понял. (Золотой колосок)
Немного затруднялся. (Зелёный колосок)
Мне было трудно. (Зёрнышко)
- Ребята, традиция встречать гостей хлебом-солью сохранилась до наших дней.
Мы не будем нарушать традиции и угостим наших друзей душистым караваем.