kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 1 классе Согласные звуки [х], [х′]. Буква Х х.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте в 1 классе  на тему "Согласные звуки Х Х,, буквы Хх по программе Школа России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе Согласные звуки [х], [х′]. Буква Х х.»

Тема. Согласные звуки [х], [х′]. Буква Х х.

Цель: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквами Х, х; способствовать формированию навыков слогового, правильного, выразительного чтения.

Тема

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х’]. Буква Х, х.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы

Личностные результаты

Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.

Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Технология: здоровьесберегающая, проблемного обучения, ТРКМ

Форма работы: фронтальная, самостоятельная групповая работа, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.

Ресурсы: раздаточный материал: карточки для работы в группах, рабочий лист индивидуальный, картинки «Как хлеб на стол пришёл»,

Печатные пособия: Горецкий В.Г. «Азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. Просвещение, 2018г. , выставка книг о хлебе

Материально-технические средства: компьютерная техника, экран, видеопроектор, презентация.

Ход урока

I. Этап мотивации. Самоопределение к деятельности Слайд 1


- Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь им.

Пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.


Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

– Эмблема урока – улыбающееся солнце, а девиз – «Если вместе, если дружно – всё достичь на свете можно». Как в настоящей семье. СЛАЙД 2


А теперь сядут ребята, чье имя начинается на согласный звук (садятся), а теперь на гласный.

 Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

- Зачем нужен урок чтения?

- Зачем надо учиться читать?

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. (3-4 мин)

-Начнём наш урок с игры «Да, нет?»

  • Звуки бывают гласные и согласные? (да)

  • Гласные звуки не поются? (нет)

  • Согласные звуки произносятся с преградой?(да)

  • Согласные бывают звонкие и глухие? (да)

  • Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)

  • Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да) А когда они обозначают

  • Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)

  • Есть буква, не имеющая звука?(да)

  • Звуки мы видим и пишем.(нет)

  • На письме звук обозначается буквой ? (да)

  • Зачем мы повторили изученный материал?


- Отгадайте, о чём говорят, что его к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори?


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб) СЛАЙД 3

- Назовите первый звук в слове ХЛЕБ. [х].

III. Постановка целей и  определение темы урока.

- Есть рецепты хлеба с добавками.  Например, курага, чернослив, орех, тмин.

- Назовите слово, в котором есть звук [х]. (Орех)

- В каком числе стоит слово орех? (в ед.ч.)

- Поставьте во множественное число. (Орехи)

- Что изменилось? Почему? ([х], т.к. после него слышится звук и)

- Какой буквой обозначаются звуки [х] и звук [х] на письме? (Буква Х)

- Назовите тему урока.

Буква Х х «ха» и звуки, которые она обозначает.

- Определите задачи урока.

  • Познакомиться с новой буквой, со звуками, которые она обозначает.

  • Учиться читать слова и предложения с новой буквой.

- Как нужно работать, чтобы выполнить задачи урока?

Работаем старательно, слушаем внимательно.


IV Изучение нового материала

1) Характеристика звуков. Работа в группах


- Сегодня нам нужно пройти путь от маленького зернышка к душистому караваю.

Слайд 4

- Как вы думаете, с чего начинается хлеб?

(С отбора зернышек для посева.)

- Вот и нам нужно отобрать зернышки. Для этого поработаем в группах.


ДЕВИЗ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Мы все в одной лодке.

Или выплывем вместе, или утонем вместе.

Правила работы в группах.

Распределить обязанности

Выслушивать каждого

Быть вежливыми

- Ваша задача - проанализировать новые звуки. Из предложенных карточек выбрать нужные характеристики и наклеить их на общий лист.

Согласный

Глухой непарный

Твёрдый мягкий

Х- согласный и глухой.

Звук он шумный, щелевой.

Очень длительно звучит,

Будто кто во сне храпит.


  • 2)Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове.

  • Какие интересные слова вы назвали? (ОДНОКОРЕННЫЕ)


  • Если в словах встречаются новые звуки, хлопайте в ладоши

  • Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, хлебохранилище, трактор, хлебопек, машина, хлебопродукты.


  • Ребята, какие звуки выделяли в словах? Звуки [х], [х′].

  • Где могут стоять звуки [х], [х′]?

В начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Отобрали зерна для посева . Картинка 1


3)Знакомство с буквой


- Что дальше делают с зернами?

Сеют их в почву.

- Ребята, как вы думаете, как на письме обозначить звуки [х], [х′]? Буквой «ха».

- Я с вами согласна, звуки [х], [х′] обозначаются одной буквой «ха». (Картинка)

  • Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).

  • Зачем нужна заглавная буква?

  • Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

  • На что похожа буква Ха?

- «Ха» - забавная вертушка, ветру вольному подружка.

- «Х» на ножницы похожа. Но в работе, а не лёжа.


( заранее раздать детям листочки в виде квадрата, дети выполняют действия)

Загадаю вам загадку.

Раз – листочек поднимаем,

Два – листочек загибаем,

Три – ещё разок свернули,

На четыре – развернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив?

Назови!

Правильно. Мы посеяли зерна в плодородную почву. Картинка 2


5)Чтение слогов с новой буквой. Работа в парах

- С буквой познакомились, чему должны научиться дальше? (Читать слоги)

- Чтобы наши зерна дали хорошие всходы, прочитаем слоги с новой буквой

- Прочитаем слоги  на карточках. Возьмите рабочий лист. Найдите задание 1.


ХА – ХО – ХУ – ХИ – ХЕ

-Хором, индивидуально

Индивидуальное чтение – Кулешов В.

-Прочитайте  слоги с  гласными, обозначающими мягкость согласных. (1вариант)

-Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласных.

( 2 вариант)

Проверка вслух

- Слияний с какими буквами, что обозначают гласные звуки не встретили? Посмотрите на ленту букв. Все ли гласные буквы образуют слог с буквой Х?

Такие слияния не характерны для русского языка и в словах не встречаются.

- Мы справились с заданием, а наши зёрна дали хорошие всходы. Картинка 3


6)Физминутка «Зернышко».

«Посадили зернышко.

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!»


Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.

Мы зернышки (присели)

Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)

Скосили колоски (движение руками)

Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)

Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)

Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)

Вот какой хлеб получился! Как у вас в учебнике на с.38.




7)Артикуляционная разминка

- Чтобы правильно говорить, читать, выполним артикуляционную разминку. Возьмите рабочий лист. Второе задание. Вам нужно прочитать предложение. Выберите то, которое вам удобнее читать: по слогам или целыми словами.

  • Читаем шепотом;

  • читаем вполголоса;

  • читаем вслух;

  • с поучительной интонацией

- Как называется высказывание? Это пословица.

- Что такое пословица? Народная мудрость.

- Чему учит данная пословица?

Как много труда нужно приложить, чтобы хлеб был у нас на столе.


8)Работа с учебником

  • Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

  • Что изображено в правом верхнем углу? (Солнышко)

  • Кого принято встречать хлебом и солью? (Дорогих гостей)

  • Для чего это делают? (В знак уважения)

  • Где выращивают хлеб? (На полях)

  • Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)

  • Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)

  • Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

(от явлений природы зависит урожай зерновых).

  • Что находится выше неба и звезд? (Боги Дева Мария с ребенком. )

  • Знаете почему? (Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)

9) Чтение слов. Азбука с. 39

- Читаем слова с новой буквой, работаем по строчкам

Показательное чтение учеников

Чтение в парах. Работаем дружно. Читаем вполголоса.

Прочитайте первую пару слов. Что интересного заметили?

- Каково значение этих слов? Как называются слова с противоположным значением?( АНТОНИМЫ)

- Прочитайте 2 пару слов, 3 пару слов

В чем различие слов? Слова обозначают разное количество предметов: один – много.

-Спасибо, ребята. Вы правильно прочитали и проанализировали слова.

А на поле заколосились золотые хлеба.

КАРТИНКА 4


Физминутка

Константин Мясков «Колоски звенят в полях». Музыка


10) Чтение текста. Азбука с.39

- Теперь нужно собрать урожай.

- Рассмотрите иллюстрацию в нижней части с.39 учебника.

Что видите? О чем будет текст, как вы думаете?

А)Чтение текста учителем.

- Оправдалось ли наше предположение?


- Связан ли текст с темой нашего урока?

Б)Самостоятельное чтение (1 мин)

Прочитайте «цепочкой» текст на с. 39.

- Сколько раз встречается буква «ха» в тексте? (6)

В)Беседа по содержанию текста

- Какое время года приближается?

−Почему дрожат осины?

− Что появилось в мелких озерах?

− Что нужно успеть сделать до холодов?

- Какие машины работают на полях?

− Докажите, что мы прочитали текст. (Предложения связаны между собой по смыслу.)

- О каком важном задании говорится в тексте?

- Какое заглавие можно подобрать? Уборка урожая. Уборка хлеба. Золотые хлеба.

− Озаглавим этот текст. Выберите заголовок, который подходит: «Осень – пора уборки хлебов», «Сколько машин для уборки хлеба!»


Г)Выборочное чтение «Поймай предложение»

- Дрожат … .

-В мелких озерах … .

- До холодов … .

- Что обозначает слово хлеб в данном предложении? Колоски.

- Какое еще знаете значение этого слова? Изделие из муки.

- значит слово хлеб … . Многозначное.

- Ребята, как вы думаете, чему учит нас текст?

Уважать труд людей. Беречь хлеб.

11) Учитель рассказывает о ценности хлеба.

«Хлебом мы называем золотые колосья и золотистые батоны и буханки на своем столе. Слово одно, а какой долгий и трудный путь!»

- А знаете ли вы, что в производстве хлеба участвуют 72 профессии людей. К его появлению причастен и тракторист, и конструктор, и водитель, и мукомол, и пекарь, и продавец, и даже нефтяник; одним словом, все связаны трудом. Хлеб – плод мудрости и мастерства человека. Хлеб – самый древний и надежный вид пищи. Ученые полагают, что первый хлеб появился 15 тысяч лет назад. Очень – очень давно! Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

- Дети, как вы думаете, всегда ли хлеб был на столе? (не всегда, в годы войны хлеба порой не было)

Старые люди любят говорить: «Хлеб – это святое». Наверное, потому, что выдались на их веку годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба». Война, неурожайные годы… Ребята, в музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек хлеба величиной 125 граммов. (учитель на тарелке показывает 125 граммов черного хлеба). Таков был паек для жителей этого города во время Великой Отечественной войны с немцами. Хлеб в ту пору был низкого качества. Но не было хлеба тогда слаще, желаннее, чем тот горький хлеб.

Сейчас хлеба у нас вдоволь. Посмотрите на полках магазинов какое изобилие хлебобулочных изделий. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голода, не ценят хлеб. Поэтому к хлебу нужно относится очень бережно. . И вы, ребята, тоже цените и берегите хлеб, как самое дорогое богатство».


- Урожай собрали, машины везут зерно в хранилище. Картинка 6


12)  Работа с выставкой книг

- Дети, я вижу, что многих из вас заинтересовала эта тема. Мне это очень приятно. Чтобы больше узнать о хлебе, предлагаю вам прочитать книги.

Работа с выставкой книг


-Урожай смололи в муку и привезли пекарю, чтобы испечь золотистый каравай.

Картинка 7


V.Итог урока

- Мы прошли путь от маленького зернышка к душистому караваю


- Путь этот был не простой. Но вы упорно трудились.

- Чему учились на уроке?

- С какими заданиями вам было нелегко справиться?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы считаете, мы выполнили поставленные в начале урока задачи?

(Я думаю (считаю), мы выполнили задачи. Выделяли звуки. Выучили букву. Тренировались в чтении.)

- Расскажите о букве, которую узнали на уроке.

- Чему ещё научил вас урок?

Беречь хлеб, уважать труд людей.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке

Я всё понял. (Золотой колосок)

Немного затруднялся. (Зелёный колосок)

Мне было трудно. (Зёрнышко)

- Ребята, традиция встречать гостей хлебом-солью сохранилась до наших дней.

Мы не будем нарушать традиции и угостим наших друзей душистым караваем.


С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук».


- А вас, ребята, сюрприз ждет в столовой.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 1 классе Согласные звуки [х], [х′]. Буква Х х.

Автор: Ольга Александровна Изъянова

Дата: 11.10.2021

Номер свидетельства: 588374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема урока:"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obuchieniia_ghramotie_v_1_klassie_tiema_uroka_tvierdyi_soghlasny"
    ["file_id"] => string(6) "452369"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516851334"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-klassie-tvierdyi-soghlasnyi-zvuk-ts-bukvy-ts-ts"
    ["file_id"] => string(6) "222713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436720324"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Открытый урок  по обучению грамоте в 1 а классе  по теме «Твердый согласный звук  IцI. Буква Цц»"
    ["seo_title"] => string(87) "otkrytyiurokpoobuchieniiughramotiev1aklassiepotiemietvierdyisoghlasnyizvukitsibukvatsts"
    ["file_id"] => string(6) "319421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460825513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства