ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Л, л
Задачи урока:
- Образовательные: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.
Развивающие: развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся; развивать психические процессы: мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя. - Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, формировать понятие о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная.
Средства обучения:
- у учителя –компьютер, презентация, доска;
- у учащихся – учебник “Букварь”, цветные карандаши.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить в словах звуки [л], [л’] и будут их различать; познакомятся с буквами Л, л и научатся обозначать звуки [л], [л’] буквой л, сформируется умение читать слова с изученными буквами.
Метапредметные
Регулятивные УУД: будут сформированы: способность принимать учебную цель и задачу, умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать действия других, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: будет развиваться читательский интерес, познавательный интерес и активность, устная речь и фонематический слух, мышление, память, внимание.
Коммуникативные УУД: будет формироваться умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать друг друга и вступать в диалог, выражать свои мысли, высказывать своё мнение.
Личностные: будет формироваться целенаправленная познавательная деятельность, положительная мотивация к обучению и желание научиться читать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята, к нам в гости пришли ваши воспитатели посмотреть, как вы учитесь, поприветствуйте их, подарите им свои улыбки и хорошее настроение. (Слайд 1)
II. Введение в тему урока.
– Отгадайте загадку (кто будет нашим помощником)
Рыжая плутовка обманывает ловко.
Её боится мышка и зайка-шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.
(Лиса.)
– Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Назовите эти сказки. (Слайд 2)
– Лисичка Лизавета любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». Определите смысл этой пословицы.
– Что заметили, какие звуки повторяются чаще других? (Звуки [л], [л’])
– Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?
– Определите задачи урока.
III. Работа по теме урока.
1. Артикуляция звуков.
– Приготовьтесь произнести звук [л].
– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (Между губами и зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка неба.)
– Произнесите звук [л] еще раз.
– Определите, как проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.
Вывод: при произнесении звука [л] воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.
2. Игры со словами.
– Замените [л] на [л’] в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).
- Что происходит со словами? Изменяется ли смысл слов?
(Смысл слов меняется, эти звуки разные)
- Звуковой анализ слов «луна», «лиса».
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (Лиса)
– Рассмотрите схемы под рисунками.
– Составьте звукобуквенную модель слов «луна», «лиса» с помощью фишек и букв.
– Дайте характеристику первым звукам этих слов.
– Для обозначения твердого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.
- Какую букву напишите Л л?
– Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые.
4. Знакомство с буквой.
– Рассмотрите букву л. На что похожа буква?
Видеоурок
- Раскрасить букву Л
5. Знакомство с ребусами. Работа по учебнику стр.69.
– Лизавета – хитрая, любит все необычное.
– Ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв.
(Марка – мерка)
IV. Физкультминутка
1. Буквой Л поставим ноги,
Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается исправно.
Влево, вправо, влево, вправо.
Получается исправно.
-Садитесь.
2. Музыкальная пауза.
- Как зовут девочек? Как они поют? Почему?
3. Отгадай ребус.
л – 4,5,7 я – 9 ё – 3 и – 6,8 р – 2 о - 1
1 2 3 4
|
|
|
|
5 6 7 8 9
|
|
|
|
|
- Какие слова получились? (орёл, лилия)
- В каком порядке идут числа?
V. Работа по учебнику.
1. Чтение слогов, слов, предложения.
– Прочитайте слоги с буквой л, используя «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.
2. Выборочное чтение.
1) Чтение слогов с твердым звуком [л], с мягким звуком [л’]
2) Чтение слов, в которых первая буква л.
3) Чтение слов, в которых вторая буква л.
4) Чтение слов, в которых нет буквы л.
3. Дифференцированная работа.
Ребятам, которые хорошо читают, дают задание прочитать про себя весь текст, а ребята с низким уровнем готовности – работают с учителем. Далее проверяю, как справились с работой хорошо читающие ученики.
а) – Прочитайте предложения. Составляют ли эти предложения рассказ? Докажите.
– О ком этот рассказ?
– Прочитайте первое предложение.
– Прочитайте второе, третье предложение.
– В первом предложении прочитайте только имена детей.
– Найдите и прочитайте имена детей во втором предложении.
– Есть ли имена в третьем предложении?
– С какой буквы написаны имена детей?
б) Чтение предложений по цепочке. Работа над выделенными словами.
– Прочитайте пару слов: мышка – мишка; мал – мил, мыл; нос – нёс.
– Чем похожи, различаются слова? (Поменялась буква в слове, изменилось лексическое значение слова).
в) Выборочное чтение.
– Прочитайте только те предложения, к которым есть иллюстрация.
VI. Итог урока.
– Лисичке Лизавете пора возвращаться в лес. Составьте звуковое письмо для жителей леса.
– Что изучали сегодня? Что понравилось? Что было самым трудным?
– Лизавета передаст лесным жителям ваше письмо, и кто-нибудь обязательно придет к вам в гости со своей буквой и своими интересными заданиями.
VII. Рефлексия.
Нарисуйте слайлику рот.
Приложение
ЭЛЬ