Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидакт. ср-ва, интерактив. обор. | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности | Слово учителя | -Начинаем урок русского языка, на котором мы будем думать, высказывать свои мысли, мнения, выполнять задания. -Как вы считаете, что потребуется от вас, чтобы урок прошел успешно? -Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга. -Сядем, как на изображении: спинки прямо, ножки на полу, руки на парте. | Проверяют свою готовность к уроку | Фронтальная | Компьютер, проектор, проекторная доска, презентация | Самоконтроль, контроль со стороны учителя | | | Эмоцинально-положительный настрой на дальнейшую учебную деятельность |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | Метод: словесный Приём: беседа Метод ТРКМ: Приём: кластер | -Для того чтобы перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем? -Вспомним, что вам известно о глаголе, для этого составим кластер по теме «Глагол». -Открыли тетради, записали дату, классная работа. Спинки держим ровно, прямо, ноги на полу, руки на парте -Обратите внимание, у вас уже есть карточки-подсказки, вам необходимо составить кластер. (Один ученик составляет кластер на доске, остальные в тетради) -Правильно ли …выполнил? Проверяем -Приведите мне пример глаголов | -Глагол Один ученик составляет кластер на доске, остальные работают в тетрадях Приводят примеры глаголов | Фронтальная Индивидуальная | Компьютер, проектор, проекторная доска, презентация, меловая доска, карточки для кластера | Самоконтроль, фронтальный контроль, контроль со стороны учителя | Актуализируют знания о части речи - глагол | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; работают в паре Р: осуществляют самооценку П: проявляют развитые мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез; представляют информацию в виде схемы | Проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
Выявление места и причины затруднений | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Метод: словесный, Приём-беседа, подводящие вопросы Проблемная ситуация Приём: загадка | -Ребята, сегодня мы с вами раскроем ещё один секрет глаголов. -Ребята, как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? -Вот это и нужно выяснить сегодня. Итак, нам нужно решить проблему: как еще может изменяться глагол? (Учитель на доске ставит вторую стрелку от слова “изменяется” в схеме и большой знак вопроса.) -Чтобы узнать, как же ещё изменяются глаголы, внимательно прослушайте загадку: Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. – О чем я говорю? –Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока. | -нет -о времени | Фронтальная | презентация, компьютер, проекторная доска, проектор, меловая доска, карточки для кластера, тетради | Контроль со стороны учителя | | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; П: проявляют развитие мыслительных операций: анализ, синтез; | Определяют границы знания/ незнания материала |
Построение проекта выхода из затруднения | Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы | Целеполагание, беседа | -Посмотрите на опорные слова, кто может сформулировать тему урока? Изменение, глагол, время -Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам» -Что вы можете узнать, чему научиться на уроке? -Верно! Сегодня мы будем тренироваться определять время глаголов и изменять глаголы по временам. | Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам» -Узнаем, как изменяются глаголы по временам -Научимся определять время глаголов | Фронтальная | презентация, компьютер, проекторная доска, проектор | Контроль со стороны учителя | | Р: определяют и формулируют цель, задачи урока; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; | |
Реализация построенного проекта | Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Метод: словесный Приём: эвристическая беседа Проблемная ситуация | -Итак, ребята, чтобы узнать, как изменяются глаголы по временам, обратите внимание на слайд. Мальчик Петя из параллельного класса произнёс три глагола: «Я баловался, балуюсь и буду баловаться!». -Сравните их, пожалуйста, и скажите, чем они отличаются? -Верно! Отвечают на разные вопросы, давайте поставим: что делал? что делаю? что буду делать? -Как вы думаете, если мальчик сказал, что он баловался, то когда это происходило? -Конечно, раньше, до того момента, как он произнёс эти слова. То есть в прошлом. -А потом он сказал «балуюсь». Вы слышите, это действие происходит в тот момент, когда Петя сообщает об этом. Балуюсь сейчас, то есть, в какое время? -Но больше всего меня возмутило следующее заявление Коли: «Буду баловаться». Ну, это же надо! Он не хочет исправляться! Он и в будущем собирается мешать учителю на уроке! То есть, какое время? -А как вы считаете, можно ли баловаться на уроке? Почему? -Верно! -Я думаю, вы уже поняли, что это один и тот же глагол. Только он всё время меняет свою форму. -Первая из них указывает на события, которые уже прошли. Как будут называться такие глаголы? -Вторая – на события, которые происходят в настоящее время. Как будут называться такие глаголы? -А третья – на события, которые ещё только будут происходить. Может быть, в недалёком будущем – через минуту или полчаса. А может быть ещё очень нескоро. Но всё равно они будут происходить. Как будут называться такие глаголы? -Молодцы! В грамматике про такие глаголы так и говорят – глаголы прошедшего времени, глаголы настоящего времени, глаголы будущего времени. -Давайте сформулируем вывод о том, как изменяются глаголы по временам. | -отвечают на разные вопросы -что делал? что делаю? что буду делать? -Раньше, давно -в настоящее -будущее -нет, помешаем учителю, одноклассникам, ничего не поймём -прошедшего времени -настоящего времени -прошедшего времени | Фронтальная | презентация, компьютер, проекторная доска, проектор | Контроль со стороны учителя | Знают и владеют особенностями изменения глаголов по временам | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; П: проявляют развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; | Проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам; понимают, что баловаться на уроке нельзя |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Метод: словесный Приём: работа с учебником, беседа | -Чтобы проверить правило ли мы сформулировала вывод, откройте учебник на страниц 112 и прочитайте правило в жёлтом прямоугольнике. -Правильно сделали вывод? -Давайте прочитаем правило все вместе, хором. -На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Прошедшего? Будущего? -Обратите внимание, на то, что некоторые глаголы будущего времени состоят из двух слов, первое из которых – будет или будут, буду, будем... -Молодцы! | Читают правило про себя Читают правило хором -Что делает? Что делают? -Что сделал? Что сделали? Что сделала? -Что будут делать? Что сделают? И т.д. | Фронтальная | презентация, компьютер, проекторная доска, проектор, тетради, учебники | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Знают, на какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в настоящем, прошедшем, будущем времени | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; слышат и слушают друг друга; П: проявляют развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; | Проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия | Метод: практический Приём: выполнение упражнений | -Чтобы потренироваться определять время глаголов, выполним упражнение на карточках. -Поработаем в парах. Правила работы в парах -Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите время глаголов и подпишите (пример на доске). -По каким признакам будем определять? Работаем на карточках. -Проверка со всем классов –Сейчас немного отдохнем. Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте. Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши. Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит. -Теперь каждый поработает самостоятельно. Ваша задача выписать из № 195 3 предложения: 1 предложение с глаголов настоящего времени 2 предложение с глаголом прошедшего времени 3 предложение с глаголом будущего времени | Работают на карточках -по вопросам Осуществляют проверку Выполняют физминутку | Парная Фронтальная Индивидуальная | Карточки №1, учебники, тетради | Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя | Отличают и выделяют глаголы от других частей речи. Определяют времена глаголов. | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; работают в парах; П: проявляют развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация; Р: проявляют самостоятельность при выполнении упражнений; осуществляют самоконтроль | Проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам; |
Включение в систему знаний повторение | Повторение и закрепление ранее изученного | Метод: словесный Приём: верные или неверные утверждения | -Ребята, наш урок подходит к концу, какую тему мы сегодня изучили? -Давайте вспомним, какой ещё один секрет мы узнали о глаголах? -Выполним последнее упражнение. Я буду читать высказывания, а вы у себя в тетради ставите +, если согласны, - если не согласны. 1.Глагол изменяется по временам и числам. 2.Глагол «читает» стоит в прошедшем времени. 3.Глагол «пробежит» стоит в будущем времени. 4.Глаголы думал и писал стоят в одном времени. 5.На вопрос что делает? Отвечают глаголы настоящего времени, мн.ч -Обратите внимание на слайд, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения -У кого всё правильно, поднимите руки! | Изменение глаголов по временам Что глаголы могут изменяться по временам + - + + - | Фронтальная Индивидуальная | презентация, компьютер, проекторная доска, проектор, тетради | Внешний контроль, взаимоконтроль | Демонстрируют полученные знания на уроке | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; П: проявляют развитие мыслительных операций: анализ, синтез; Р: проявляют самостоятельность при выполнении упражнений; осуществляют взаимоконтроль | |
Домашнее задание | | Слово учителя | -Открываем дневники, записываем домашнее задание: выучить правило на стр.112, № 196 | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Дневники, учебники | | | | |
Рефлексия УД на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Тонкие и толстые вопросы, лестница успеха | -А для чего нам нужно её изучать? Где полученные знания могут пригодиться нам в жизни? -Мы достигли поставленной цели? -Молодцы! -Сейчас предлагаю оценить свою деятельность на уроке. -Найдите своё место на «Лестнице успеха». -Верхняя ступенька: мне было всё понятно, интересно, я доволен своей работой Средняя ступенька: у меня возникали затруднения, но в целом я доволен своей работой Нижняя ступенька: я ничего не понял, мне было не интересно -Спасибо. Урок окончен! | -Чтобы быть грамотными, красиво говорить -В старшей школе, в дальнейшем при изучении | Фронтальная Индивидуальная | презентация, компьютер, проекторная доска, проектор | контроль со стороны учителя, самоконтроль | | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; | Осознают значимость определения времени глаголов |