Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;
Коммуникативные:
Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;
Работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи;
Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
Находить и исправлять собственные ошибки;
Личностные:
Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
Применять правила делового сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные:
В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с разделительным мягким знаком, отличать разделительный Ь и Ь - показатель мягкости
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 2 класс.- Учебник.
ИКТ.
Ход урока
I. Мотивационный этап
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
– Откройте тетрадь. Что надо записать?
(Дату.)
Комментированная запись числа.
II. Актуализация знаний
Чистописание.
- Запишите слоги: мя, ри, зе, лю, сё, ти. Обозначьте цветными точками звуки под каждой буквой.
- Что заметили? (это слияния, в которых первый звук – согл., мягкий, а второй – гласный)
- Измените запись так, чтобы она соответствовала такой сигнальной карточке. (Учитель показывает карточку: зелёный квадрат, обозначающий мягкий согласный звук.)
(Ученики называют и записывают ниже сочетания: мь, рь, зь, ль, сь, ть.)
- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, о букве «ь».)
Что вы знаете о букве «мягкий знак»? (Она не обозначает звука)
- Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Спишите слова вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка по образцу:смотрите на экран и соотнесите слово с записью.
Оцените работу своего товарища.
- На какие две группы можно разделить эти слова? Назови эти группы. (Обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы; слова с «ь» в середине слова и на конце).
- Подчеркните буквы, которые стоят рядом с «ь».
- Какую работу выполняет «ь» в этих словах?(Указывает на мягкость предшествующего согласного)
Вывод: Эта буква необходима в русском языке, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
- Где пишется «ь» - показатель мягкости? (В середине между согласными и на конце слова после согласных).
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о «ь», или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Игра «Назови предмет»
1. Мелкая бабочка, гусеница которой портит одежду ………………моль
2. Синоним к слову «товарищи» ………………………… друзья
3. Это то, что остается после сгоревших дров…………. угольки
4. Синоним к слову «метель» …………………………… вьюга
5. 7Я ……………………………………………………… семья
- Скажите, чем похожи эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)
-Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.
- Так, что же случилось, когда мы убрали «ь»? (варианты ответов)
- Одинаковую роль играет «ь» в этих словах? А почему?
- Разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы их разделили?
В 1 столбике слова с ь - показателем мягкости. Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласных пишется в конце слова после согласных и в середине слова между согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь - показатель мягкости
- А во второй группе? Слова с разд. ь знаком.
- Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(Не можем объяснить, почему эти слова пишутся с разд. «ь»)
Сформулируйте проблему?
(Не знаем правило правописания слов с разд. «ь»)
- Значит, что мы должны сегодня узнать? Какая тема?
Тема: Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
-Давайте поставим задачи, над которыми будем работать.
1.Научиться различать разделительный «ь» и «ь» – показатель мягкости
2.Определить место написания разделительного «ь»
3.Грамотно писать слова с разделительным «ь»
ΙV. Открытие новых знаний.
Работа по учебнику: с.31, упр.51.
- Прочитайте пары слов: полю - полью, солю – солью.
- Чем они похожи и в чём отличие?
Полю (полоть)
Полью (поливать, лью, лить)
Солю (соль)
Солью (сливать, лить)
- Сформулируйте проблемный вопрос. (Зачем нужен «ь» и в каких случаях он пишется?)
- Произведите звуко - буквенный анализ слов полю и полью, солю и солью (работают в парах, проверка на слайде). Сравните написание и произношение.
- Отдохнём.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
(Растирание ладоней карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикал (горизонтально).
- Сделаем вывод: для чего нужен в словах «ь», на что он указывает? (Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й].)
- А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами е, ё, ю, я, и)
- Понаблюдаем, в каких случаях он пишется?
Учебник: с. 32, № 52
- Между какими буквами он пишется? (Учащиеся подчёркивают буквы перед «ь» и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я, и)
- Почему «Ь» в этом случае называют разделительным?
Работа с правилом в учебнике на с.52
V.Физминутка.
- Встали около парт. Если слышим, что в слове надо написать разделительный «ь», то мы приседаем. А если в слове мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.