Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие о предлоге"»
Конспект урока по русскому языку
на тему "Общее понятие о предлоге"
2-й класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: обеспечить условия для формирования представлений о предлоге, как служебной части речи и его роли в предложении
Задачи:
-познакомить учащихся с понятием «предлог», его роли в русском языке;
-учить писать предлоги отдельно от других частей речи
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом.
Формирование метапредметных ууд:
личностные:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
коммуникативные :
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
Оборудование: ПК, проектор, карточки с названием частей речи, со словами, ,дифференцированные карточки с заданиями, презентация.
По какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие?
Запишите слова в три группы самостоятельно:
1 ряд - имена существительные,
2 ряд - имена прилагательные,
3 ряд - глаголы.
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)
Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
( обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)
Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)
Какое слово оказалось лишнее? Почему?
Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)
III. Работа над новым материалом.
Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи.
Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".
Выполнение упражнений №183 – 184 на стр.108 учебника.
Подчеркните предлоги зелёным цветом.
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)
Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
Вывод
Предлог - служебная часть речи.
Обозначьте в предложениях части речи.
Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)
Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Вывод
Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.
Перед глаголами предлоги не употребляются.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
Предлоги служат для связи слов в предложении.
3. Выполнение устно упражнения № 185 на стр.109
Вывод
Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
Прочитайте правила на с 109-110. Сравните со своим выводом. Что нового вы узнали из этих правил?
4. Составление алгоритма темы урока.
- Что же мы новое узнали о предлогах?
1) Предлог - служебная часть речи.
2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3) Предлоги служат для связи слов в предложении.
4) Перед глаголами предлоги не употребляются.
5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
5. Выполнение упражнения № 186 на стр.109
(Взаимопроверка учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)
IV. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)
Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.
Тест - опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
Как пишутся слова:
(с)летел, (на) дереве, (за) лесом?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
Какой предлог надо вставить в предложении:
Мальчик вышел … дома.
А. из
Б. с
В. от
В каких предложениях есть предлоги?
А. По небу плывут белые облака.
Б. Птицы вернулись на родину.
В. Распустились первые подснежники.
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно?
V. Домашнее задание.
Выучить правила.
Упражнение 187, стр. 110.
VI. Рефлексия.
Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. Нарисуйте в тетради смайлик. Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение - нарисуйте такого, который улыбается. Если что-то не понравилось, что-то не поняли - нарисуйте задумчивый смайлик. Если урок вам не понравился совсем и у вас плохое настроение – грустный смайлик.