Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе»
Конспект урока русского языка во 2 классе
Составила учитель начальных классов Каратаева Татьяна Ивановна
Тема урока: Лексическая сочетаемость слов.
Цель: сформировать представление о лексике как разделе науки о языке, о лексической сочетаемости слов.
Задачи: формировать УУД:
личностные – формирование целостного взгляда на русский язык, развитие навыков сотрудничества;
метапредметные - овладение способностью принимать задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение начальными формами личностной и познавательной рефлексии;
предметные – овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение применять орфографические правила.
Оборудование: таблицы со словами «грамматика», «лексика», толковые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля, листочки с текстом для работы в парах, пословица «Слов много, да складу нет», презентация к уроку, лесенка успеха, индивидуальные планшеты.
- Найдите упражнение 299. Прочитайте стихотворения. Что это?
- Перед уроком я попросила 2 учеников посмотреть в толковом словаре значения слов «нелепица» и «небылица». Давайте послушаем. (Зачитывают).
Нелепица – от слова нелепый, то есть странный, несуразный. Нелепым может быть ответ, характер, поступок, вид.
Небылица – вымысел, лживое сообщение. В народном творчестве это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.
- Вернёмся к упражнению. Нелепицы ещё называют путаницами. Какую небылицу вы узнали? Кто автор? («Путаница» К. Чуковского).
- А первая небылица народная. Что в ней нелепого?
- К. Чуковский назвал свои небылицы «лепые нелепицы». (слайд 7) Почему?
Лепый – устаревшее слово, но иногда употребляется и в современном языке. Означает хороший, красивый, прекрасный. (Словарь В. И. Даля) (слайд 8)
- Запишите вторую нелепицу (комментированное письмо). Сколько пропущено орфограмм? Какие? Докажи, что написал правильно.
7. Творческое задание.
- Прочтите текст, записанный на листочке. Можно ли его назвать нелепицей? Докажите. Эту нелепицу К. И. Чуковский поместил в своей книге «От двух до пяти».
8. Работа в парах. (слайд 9)
- Поработайте в парах. (слайд) Попробуйте сами сочинить нелепицу. Повторим правила работы в парах. (Говорить в полголоса, слушать, не перебивать).
- Что же у вас получилось? (слайд 10)
9. Самостоятельная работа, включение в систему знаний.
- Найдите упражнение 301. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Выполните задание.
Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с работой: Выделите корень в однокоренных словах. Приготовьтесь объяснить разницу в их значении.
10. Индивидуальная работа с использованием планшетов в режиме «один ученик – один компьютер».
- А теперь небольшая проверочная работа. Я буду отправлять вам вопросы, а вы - на них отвечать.
Лексика – это все слова языка (да, нет);
Лексическое значение слова можно узнать в словаре синонимов (да, нет);
Окончание и предлог – это средства связи слов в предложении (да, нет).
11. Рефлексия.
- Над какой темой мы начали работу?
- Какую задачу ставили перед собой на урок?
- Понравилось работать с нелепицами и небылицами?
- Представьте, что вся наша речь превратилась в нелепицу.
- Какой вывод сделаете? (слайд 11)
- Оцените свою работу на лесенке успеха. Если вам было всё понятно на уроке и у вас не осталось вопросов по теме урока, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вам было понятно, но у вас остались 1-2 вопроса, поставьте себя на вторую ступеньку. Если вам было непонятно, о чём мы сегодня говорили и у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
- Кто стоит на верхней ступеньке? На второй? Есть ли такие, кто стоит на нижней ступеньке? Это был лишь первый урок по теме «Лексическая сочетаемость слов». Работу над этой темой мы продолжим.
12. Домашнее задание. Упражнение 302.
13. Итог урока, оценки.
Анализ урока русского языка учителя Каратаевой Татьяны Ивановны.
Урок русского языка проведён во 2А классе по УМК Н. В. Нечаевой.
Тема урока: Лексическая сочетаемость слов.
Цель: сформировать представление о лексике как разделе науки о языке, о лексической сочетаемости слов.
Задачи: формировать УУД:
личностные – формирование целостного взгляда на русский язык, развитие навыков сотрудничества;
метапредметные - овладение способностью принимать задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение начальными формами личностной и познавательной рефлексии;
предметные – овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение применять орфографические правила.
Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, быстро настроились на работу.
Задание на минутку чистописания подобрано в соответствии с темой урока, подготавливает детей к восприятию новой темы.
На уроке применялся деятельностный метод обучения. Этапы урока соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода. Учащиеся сами смогли поставить цели урока.
Ученики вовлечены в активную мыслительную, практическую и творческую деятельность. На уроке присутствовали разные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная. Чередовались письменная и устная работа. Для более сильных учащихся подготовлено дополнительное задание.
Для поддержания активности и внимания в урок была включена презентация. Работа со словарями также способствовала поддержанию интереса к материалу урока.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Умственные действия подкреплялись практическими. На уроке чередовались различные виды деятельности, что способствовало здоровьесбережению.
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Проведённый в конце урока небольшой тест в режиме «один ученик – один компьютер» позволил каждому ученику проявить себя, показать свои знания. Учитель же получил возможность оценить работу каждого ребёнка за очень короткий промежуток времени.
На этапе рефлексии ученики не только осмысливали свои действия, но и обосновывали своё положение на «лесенке успеха».
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Урок своей цели достиг.
Руководитель методического объединения ___________ /Чернышова Т. И./