Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Числительное".»
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: Имя числительное
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация знаний. Выведение темы урока.
- Прочитайте группу слов, вставьте пропущенные буквы, объясните написание орфограмм.
С_молёт, дев_ть, обл_ко, сер_це, ключ_к.
- По какому признаку мы можем исключить слово ключик? (Орфограмма в суффиксе, а в других словах - в корне слова).
- По какому признаку мы можем исключить слово сердце? (Орфограмма - непроизносимая согласная).
- По какому признаку мы можем исключить слово облако? (Слово начинается с гласного звука и заканчивается гласным звуком)
- По какому признаку мы можем исключить слово самолет? (Слово состоит из двух корней. Оно сложное).
- Можем ли мы исключить слово девять? ( Это имя числительное).
- Встречались ли мы с именами числительными ранее? (на уроке математики, при записи даты)
Постановка учебной задачи.
- Хотели бы вы узнать больше об имени числительном?
Сегодня наше внимание будет обращено на эту часть речи, значит , как будет звучать тема нашего урока ?
(Имя числительное)
Слайд
- А какие цели вы поставите перед собой в связи с данной темой?
- Узнать…
- Научиться…
Освоение нового материала
Приблизиться к цели нам поможет первое задание на карточке № 1.
Дополни текст необходимыми словами.
Я учусь в __________классе. Наш класс находится на ______________ этаже. В нашем дружном классе____________________ учеников. Мы сидим за партами по ______ человека.
На какие вопросы отвечают вставленные в текст слова? Обсудите в парах.
(сколько? или который?)
Слайд
сколько?
который?
двадцать семь
третий
два
четвертый
- В зависимости от вопроса различают количественные и порядковые числительные.
Давайте проверим наше предположение, прочитав правило в учебнике.
Игра с мячом.
Называю количественное числительное, а вы - порядковое. Например, восемь - восьмой)
Физкультминутка (И раз, два, три…)
Работа с карточкой №2.
Замените числа именами числительными, записав из в 3 столбика
8
500
131
6
70
24
восемь
пятьсот
сто тридцать один
шесть
семьдесят
двадцать четыре
- Проверка через документ - камеру.
- Какая закономерность наблюдается в каждом столбике? (обсудите в парах).
По строению выделяют числительные:
простые
сложные
составные
А теперь давайте проверим по учебнику наши предположения.
Слайд
Имена числительные широко используются в речи. Достаточно вспомнить пословицы. Я начну, а вы продолжайте:
Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей)
Семь раз отмерь, …(один раз отрежь)
Семеро одного… (не ждут)
Старый друг лучше… (новых двух)
Лучше один раз увидеть, чем…(сто раз услышать)
Один ум хорошо, а два... (лучше).
А теперь давайте приведем примеры употребления числительных во фразеологизмах. Работать будем в группах.
( Дети получают словари и задание: найти объяснение фразеологизма).
Девятый вал. Это природное явление не оставило равнодушным художника Ивана Айвазовского. Он изобразил борьбу человека с природной стихией.
Три кита (опора чего- либо). Это выражение мы встречаем в музыке. Что является тремя китами в музыке (танец, марш, песня).
Держать за семью печатями (тщательно скрывать).
Пятое колесо в телеге (ненужное, лишнее).
Убить двух зайцев (одновременно выполнять два разных дела).
Слайд
13. Тест.
- Пришло время проверить ваши знания. Поможет нам в этом система оперативного контроля.
Игра «Третий лишний» (система оперативного контроля).
14. Итог урока. Рефлексия.
Слайд
- Продолжите фразу (я научился…, было трудно… и т.д.)