Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Имя числительное" (6 класс)»
Урок-путешествие по русскому языку в 6-м классе. Тема: "В гостях у имени числительного"
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. В результате урока ученики повторят изученный материал об имени числительном. 2. Практикуются в применении орфографических правил при написании числительных
Развивающие:
1. Ученики учатся распознавать имя числительное среди других частей речи, имеющих числовое значение (существительных и прилагательных). 2. Усваивают нормы употребления числительных в речи, а именно учатся – читать, правильно артикулируя, цифровой материал; – писать числа словами, соблюдая орфографические нормы и нормы изменения числительных по падежам, нормы управления и согласования числительных в сочетаниях с существительными. 3. В результате урока развивается коммуникативная и познавательная деятельность обучающихся.
Воспитательные:
Обучающиеся понимают необходимость взаимовыручки. 2. Осознают внутрипредметные связи: грамматики, естественнонаучных дисциплин (математики, географии, истории) и литературы.
Планируемые результаты:
предметные: распознавать числительные разных разрядов по значению, употреблению и строению, правильно употреблять числительные в письменной и устной речи, составлять собственное речевое высказывание с включением в него числительных
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (эмоциональная рефлексия) Слайд 1
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, доброжелательные учителя из нашей школы, и мы покажем, что мы знаем и умеем. Оцените своё настроение. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок.
А теперь нас приглашает в гости удивительная страна, которой не найдёшь на карте. Название её вы легко узнаете, отгадав загадку
П. Чеснокова:
Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду.
– О какой части речи здесь говорится? Ребята, давайте запишем ваши ассоциации с именем числительным.
-Молодцы, сегодня мы отправимся в гости к загадочному Имени числительному. Записываем дату и тему урока: 27 ноября, классная работа, «В гостях у имени числительного»
2. Определение детьми целей урока (целеполагание и мотивация)
- Как вы считаете, какие цели и задачи стоят сегодня перед каждым из вас?
повторить, что такое числительное;
узнать больше об истории родного края,
повторить разряды числительных;
усвоить нормы употребления числительных в речи: читать, правильно артикулируя цифровой материал, соблюдая нормы изменения числительных по падежам;
практиковаться в правильном написании числительных.
(Учитель слушает детей, соглашается с ними, дополняет и корректирует их ответы)
3. Проверка индивидуального задания. Актуализация знаний обучающихся об имени числительном.
-- Сейчас перед вами выступит Ахмеджанова Лейла со сказкой об имени числительном.
- Машаралиев Арлан
-Донмез Ясемин
- Макажанова Камилла- история чисел
4. Фронтальный опрос.
– Ребята, страна Имя числительное очень хорошо охраняется, и, чтобы попасть в неё, нужно выполнить первое задание (слайд 2)
Как вы знаете, ребята, числительные активно употребляются в пословицах и поговорках, в которых заключена вековая мудрость народов. Числовые же данные придают им реальный смысл.
Задание: Прочитайте пословицы и поговорки народов мира. Выпишите ту из них, в которой выделенное слово является числительным. Подчеркните числительные как члены предложения.
1. Сколько углём ни три – чище не станет. (Сингальская пословица) 2. Оглядывайся на себя по три раза в день. (Японская пословица) Слайд 7.
Проверка в группах.
– Какую пословицу вы записали в тетрадь? (2) Почему? (Объяснения ученика от группы)
- Какое слово повторяется в этих примерах? (Три) Как называются такие слова? (Омографы – слова, которые пишутся и читаются одинаково, но являются разными частями речи и имеют разное лексич. значение). – Молодцы! Ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, значит, мы легко назовем словесный пароль страны Имя числительное.
Вот несколько вопросов-ключей к паролю:
– Почему существительные, прилагательные, числительные называются именными частями речи? (Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение)). – Что у них общего? (Это изменяемые (склоняемые) части речи, они являются членами предложения).
Осталось назвать пароль страны: Как же отличить имя числительное от других частей речи?
Пароль: Числительное можно записать словами и числами (Слайд 3).
5. Работа в группах. Путешествие по станциям
Слово учителя: Теперь пароль разгадан, и мы в стране Имя числительное. Здесь мы сделаем несколько остановок: – совершим экскурсию по городу Математиков;
- посетим клуб «Знатоки литературы»;
- насладимся пейзажами деревни Исторической; – отдохнём на берегу озера Орфографического.
На каждой остановке нам надо будет показать свои знания, находчивость, смекалку.
– Разделимся на группы: 2 ряд отправится в город Математиков (Презентация, слайд 5-6) Под каким девизом вы будете работать? (Н-р: «Без грамматики не выучишь и математики»)
Задание:Приложение 3
1. 130-114=? 3. 280+520=?
2. 60+40=? 4. 800-300=?
Решите и запишите примеры, используя различные варианты.
( слова для справок: вычесть, сложить, прибавить, сумма чисел, разность чисел). Обратите внимание на правописание окончаний имен числительных.
От получившихся в ответе количественных числительных
образуйте порядковые.
3 ряд будет представлять ваш класс в Клубе «Знатоки литературы» (Презентация, слайд 7-8)
Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 26, 145,
915, 18, 2225,
613, 116, 512,43,
2 000 000, 320, 17 ,333.
Запишите прописью числительные, в середине которых пишется Ь.
- Какие это числительные по структуре? Определите разряд числительных.
- Когда в середине числительных пишется мягкий знак? (от 50 до 80, от 500 до 900)
Назовите произведения данных авторов, в названии которых встречаются числительные.
Ответы: Сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»,
Ю. Олеша «Три толстяка»,
Л. Н. Толстой «Три медведя»,
русская народная сказка «Три поросёнка» Произведения: А. Дюма «Три мушкетёра»,
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре»,
В. Каверин «Два капитана».
Запишите названия произведений в тетради, прочитайте друг за другом.
1 ряд отправится в деревню Историческую (9-10 слайд).
Восьмого июня тысяча девятьсот девяносто восьмого года,
первого сентября тысяча девятьсот девяносто восьмого года,
в тысяча девятьсот девяносто девятом году,
С седьмого по одиннадцатые,
Двадцать,
пятисот
- Расскажите о склонении составных порядковых числительных. (В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово).
При проверке читаем цепочкой с комментированием. -Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. А теперь полюбуемся окрестностями озера Орфографического. (Презентация,
слайд 11-12) - Какой будет ваш девиз? (Н-р: «Один ум хорошо, а два лучше»).
Задание:
Какие числительные надо писать с удвоенной согласной?
6. Физминутка.
Вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.
cемьсот, одиннадцать, сорок;
шестнадцать, восемьдесят, двести;
девятьсот, девятнадцать, девяносто.
7. Подведение итоговурока. Рефлексия
Какое у меня настроение? Что я делал и чего достиг?
А теперь оценим, ребята, сегодняшний урок (слайд 15) улыбнёмся друг другу и будем отдыхать. А я надеюсь, что имена числительные теперь никуда не убегут, станут вашими друзьями и помощниками не только в школе, но и везде. И возвращаясь к притче, я хочу подарить каждому из вас бабочку и напомнить: «Всё, ребята, в ваших руках». Урок окончен. Всем спасибо.