Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных».»
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён существительных и имен прилагательных».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
повторить:
признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование: таблицы: «Падежные окончания имен существительных»,
«Безударные окончания имён прилагательных»;
карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;
алгоритмы проверки безударных окончаний имён
существительных и имён прилагательных
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1).
Взаимопроверка.
Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные
- Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.
- Как можно эти словарные слова разделить на две группы?
(Имена существительные и имена прилагательные)
- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)
- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
- А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)
- Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)
- В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)
_
- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.
- Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?
(«Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)
- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)
V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)
- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
Определить падеж слова с безударным окончанием.
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
Записать то же окончание в безударную позицию.
На доске опорная схема:
Нач. ф. → род → → скл.
Падеж.
□
Проверочное слово.
Пров. слово → падеж
□
- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)
- Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)
- Для 3-го? (Степь и т.д.)
VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.
1. Комментированное письмо (Карточка - задание 2).
Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».
(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)
Имя сущ.
Нач. форма
Род
Склонение
Падеж
Пров. слово
Окончание
на опушк.
к кроват.
по кроватк.
в огород.
перед мороз. м
- Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)
- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)
- Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)
2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».
- Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?
3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)
- В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)
- О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.
В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Например: мячо'м, дуʹшем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. «Найди ошибки» (Работа по карточкам – задание 3).
- А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.
VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.
1. Беседа по вопросам.
- А что такое имя прилагательное?
- Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)
- Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)
- Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить число, род и падеж существительного.
По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.
- Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?
(Р., Д., Т., П. → какой? → -ой-, -ей-)
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».
(Работа по карточкам – задание 4).
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Требуется:
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 5).
- Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)
IX. Итог урока.
- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
- Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)
- Какие слова – подсказки запомнили?
- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?
- Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?
Приложение 1
Карточка к уроку по теме
«Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён существительных и имен прилагательных».
Фамилия, имя ______________________
Словарная работа.
Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, в. сточное,
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя, перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.