Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное"»
Конспект урока русского языка
МОУ «Гимназия № 18»
Учитель: Исаева Наталья Викторовна
Предмет: русский язык.
Тема: « Имя числительное»
Тип учебного занятия: изучение нового.
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Создать условия для открытия нового знания учащимися;
Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.
Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
Постановка учебной задачи на следующий урок. ( какую синтаксическую роль играет в предложении)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: обучающихся заранее разделили на группы по 4-6 человек, детям было предложено выбрать капитана.
Создание на уроке обстановки поиска и мыслительной деятельности.
Формы организации работы детей:
-фронтальная
-индивидуальная
-групповая
Форма работы учителя:
-Учитель направляет работу учащихся, подводит итоги обсуждения, вносит необходимые дополнения, систематизирует материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
У. -Ребята, сегодня на уроке нас ждут новые открытия!
Разбейте эти слова на группы. Как вы разделили эти слова?
И.сущ. И.прил. Глаголы ? слово
У.:
Докажите, что в 1 столбике имена существительные?
Разноуровневое задание ( по выбору детей) :
1 вариант: Составить предложение с одним из существительных.
2 вариант. Составить предложение с 1 из существительных, когда существительное является подлежащим
3 вариант. Составить предложение с 1 из существительных, когда существительное является подлежащим, а потом, чтобы оно было второстепенным членом.
Д.: Обозначают предметы или явления, отвечают на вопрос что?
(аналогично 2 и 3 столбик)
3.Постановка проблемы.
А куда отнесем слово « семь»?
( выслушивает предложения)
Что это за новая часть речи? Послушайте стихотворение.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен:
Ты и с числительным будь дружен.
У.: Почему так назвали? ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
Д. От слова «число» и по аналогии с другими именными частями речи ( имя существительное)
Физкультминутка. Раз,два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
4. Знакомство с именами числительными.
По какой схеме мы знакомились с известными вам частями речи?
-Общее значение
- Морфологические признаки
-Синтаксическая роль
Чтобы убедиться, что имя числительное- отдельная самостоятельная часть речи, что нам нужно будет сделать?
Д.: -Нужно выяснить, на какие вопросы отвечает, что обозначает, какие морфологические признаки и синтаксическая роль.
У.: А потом сверить с известными частями речи и выяснить, что имя числительное- отдельная самостоятельная часть речи.
Работа в группах.
Нужно выяснить, на какие вопросы отвечает, что обозначает ( количество и порядок)
Итак, выяснили, что имя числительное отличается по общим признакам от известных нам частей речи.
5.Работа по учебнику.
Дети читают правило и несколько человек повторяют его.
6. Первичное закрепление.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой избушке
Ровно тридцать лет и три года.
У.: Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин)
Найдите числительные и запишите. А теперь давайте вспомним названия сказок с числительными.
В каком жанре чаще всего встречаются числительные? ( в считалках) Вспомнить 2 считалки.
У. Числительные любят счет. Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи- числительное это самая молодая часть речи. Числительное указывает на количество предметов или порядок при счете. Числительные употребляются только с существительными. Лишь в математике они употребляются в отвлеченном виде, т. е. для обозначения абстрактного числа.
7.Применение полученных знаний. Работа на карточках. ( Вставить пропущенные числительные) …. мальчика пошли на речку. Они стали удить рыбу. ….. рыбу поймал Сережа, зато Миша наловил …. карасей!
8. Постановка цели на следующий урок.
Запись под диктовку.
Первые скворцы важно зашагали по грядкам огорода. Они нашли десять жуков.
Вызванный ученик разбирает предложение по членам предложения.
Проблема: мы не знаем, какую синтаксическую роль выполняет имя числительное.
9.Итог.
С какой проблемой мы столкнулись? Что предстоит нам сделать на следующем уроке?
Что нам удалось выяснить за урок? Чему научились? Кто в группе работал особенно хорошо?