урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
Урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Задачи урока:
Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
Развивать умения учеников отличать мя числительное от других частей речи с числовым значением
Продолжить формирование навыков работы в группах
Ход урока
Организационный момент
Постановка задач урока
Изучение нового материала
Инсценировка «Кто подсчитает?»
Человек не сразу научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто числительное другими частями речи? К сожалению это мы поймём лишь к концу разговора других частей речи. (участники сценки «Председатель», «Существительное», «Глагол»)
«Председатель» - Кто за это предложение, прошу поднять руки.
Существительное, подсчитайте количество голосов.
Существительное (считает) – много!
«Председатель» - Что значит, много? Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
Глагол – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное – со значением неопределённого множества.
«Председатель» - Но, кто же тогда подсчитает нам голоса?
Существительное и Глагол (в один голос) – числительное!
Вот оказывается, какая важная часть речи.
Экскурс в историю (сообщения 2 учащихся)
1 уч-ся – В одной из русских рукописей 17 века читаем: «Знай же то, что есть слово сто и есть тысяща и что есть тьма, и что есть легион, и что есть леодр.»; «…сто есть десятью десять, а тысяща десять сот, а тьма есть десять тысящ, а легион есть десять тем, а леодр есть десять легионов».
2 уч-ся – в старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставили знак ~, называемый «титло»
Из всего сказанного можно сделать вывод, что выражение «тьма народу», т.е. много народу произошло в древности от числительного «тьма».
Групповая работа (проверка перспективного задания)
а)1 группа – назвать художественные произведения, в названия которых входит числительное («Три поросёнка», «Три толстяка», «Тысяча одна ночь» и др.)
2 группа – назвать 4-5 фразеологизмов, в которых есть числительные
3 группа – назвать 4- 5 загадок, в которых есть числительные
4 группа – вспомнить скороговорки, в которых есть числительные
б) 4 ученика (по одному из каждой группы) решают
занимательные задачи с именем числительным
Работа по таблице «Имя числительное»
Закрепление изученного (работа в группах)
1.Синтаксический разбор предложений, определение, каким членом предложения является имя числительное.
2. Составление связного рассказа на заданную тему с именами числительными (конкурс на лучший рассказ)
Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Задачи урока:
Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
Развивать умения учеников отличать мя числительное от других частей речи с числовым значением
Продолжить формирование навыков работы в группах
Ход урока
Организационный момент
Постановка задач урока
Изучение нового материала
Инсценировка «Кто подсчитает?»
Человек не сразу научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто числительное другими частями речи? К сожалению это мы поймём лишь к концу разговора других частей речи. (участники сценки «Председатель», «Существительное», «Глагол»)
«Председатель» - Кто за это предложение, прошу поднять руки.
Существительное, подсчитайте количество голосов.
Существительное (считает) – много!
«Председатель» - Что значит, много? Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
Глагол – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное – со значением неопределённого множества.
«Председатель» - Но, кто же тогда подсчитает нам голоса?
Существительное и Глагол (в один голос) – числительное!
Вот оказывается, какая важная часть речи.
Экскурс в историю (сообщения 2 учащихся)
1 уч-ся – В одной из русских рукописей 17 века читаем: «Знай же то, что есть слово сто и есть тысяща и что есть тьма, и что есть легион, и что есть леодр..»; «…сто есть десятью десять, а тысяща десять сот, а тьма есть десять тысящ, а легион есть десять тем, а леодр есть десять легионов».
2 уч-ся – в старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставили знак ~ , называемый «титло»
Из всего сказанного можно сделать вывод, что выражение «тьма народу», т.е. много народу произошло в древности от числительного «тьма».
Групповая работа (проверка перспективного задания)
а)1 группа – назвать художественные произведения, в названия которых входит числительное («Три поросёнка», «Три толстяка», «Тысяча одна ночь» и др.)
2 группа – назвать 4-5 фразеологизмов, в которых есть числительные
3 группа – назвать 4- 5 загадок, в которых есть числительные
4 группа – вспомнить скороговорки, в которых есть числительные
б) 4 ученика (по одному из каждой группы) решают
занимательные задачи с именем числительным
Работа по таблице «Имя числительное»
Закрепление изученного (работа в группах)
1.Синтаксический разбор предложений, определение, каким членом предложения является имя числительное.
2. Составление связного рассказа на заданную тему с именами числительными (конкурс на лучший рассказ)