kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка (УМК "Планета знаний" ) по теме "Сложные слова" полностью соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"»

Урок русского языка в 3 классе

Тема :« Сложные слова»

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задач, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах (четвёрках)

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточка-схема сложного слова, карточки-задания для групп со словами ,листы исследований

Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание



Сценарий урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

-Я хочу рассказать вам одну притчу: Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все в наших руках, дорогие дети. Отправимся в путь, надеюсь, у нас все получится!

Девиз нашего урока «Ищешь трудность - найдешь мудрость»

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно!

Сегодня вы будете исследователями.

- Вы знаете, что такое исследование?

Какими качествами он обладает?


Но прежде чем начать раскрывать тайны, вспомним изученный материал


Каждый из вас получит оценку, поиграя в известную игру «Крестики- нолики», по теме «Состав слова»

1. Корень – это главная часть предложения (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3. Верно ли, что у слов вода и водитель одинаковый корень?(-)

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит

для образования новых слов.(-)

8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

9. Суффикс – это часть речи. (-)

Взаимопроверка

- Проверить ваши ответы будет очень легко. Поменяемся тетрадями.Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.


о

Х

о

Х

Х

Х

о

Х

о



3. Открытие нового. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

– Обратите внимание на доску. На доске написано слово. Определите корень.

Варить

Возьмите 1 листок

Выберете однокоренные слова к этому слову.( варёный, повар, варенье, отвар, заварка, поварёшка, самовар, солёный, солонка, варежка)

Какое слово подходит к первой схеме?

При помощи чего образовано это слово?

Как называется такой способ образования?

Зачитайте слова, которые подходят ко второй схеме?

Назовите способ образования.

Аналогично с третьей схемой.

Какое слово не подходит ни к одной из схем?

Самовар



Постановка проблемы

выделите корень слова самовар (выходят дети с разными вариантами)

Что необычного вы заметили?

Предположите как могут называться такие слова в русском языке?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели мы перед собой поставим?

1.Сегодня на уроке мы познакомимся………

2.Мы будем писать, образовывать…..

3.Мы выясним какова роль …… в русском языке.

Я предлагаю вам план исследования.

План исследований.

  1. Как образуются сложные слова?

  2. При помощи чего соединяются основы в сложных словах?

  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

  4. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?

  5. Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».



Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- А какое слово из математики ассоциируется у вас со словом сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

Как мы получили слово самовар? (заменим его словосочетанием)

. Найдите основы в словах: сам и варит. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось?

- Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: вода и падать.( водопад)

-Как вы получили сложное слово водопад ? (Мы сложили основы)

Как же образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования


2) Исследование № 2.Соединительная  гласная  в  сложных  словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) Вам предлагается текст, который написала ученица 3 класса.

Какое бы вы предложили задание к данному тексту.

1.Вставить пропущенные буквы,объяснив офограммы

2.Выписать сложные слова, проанализировать их и сделать вывод.
Приближался праз..ник Новый го....

Мы поехали в аэропорт встр...чать дорогих г..стей.

Когда мы проехали маслозавод, нач..лся сильный снегопад.

Вдоль дороги проезжали снегоходы.

Но вот самолет приз..млился и мы отправились в Белогорск.

Наши друз...я привезли нам много подарков: кофемолку, пылесос,

незнакомый корнеплод и самокат.

Все были рады!



- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)

Попоробуйте сформулировать правило сами

ПРАВИЛО В УЧЕБНИКЕ- Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

-Исследуйте  слова: спортзал, стенгазета. ,физминутка, Устно!!!!

 Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)

 -Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)

ФИЗМИНУТКА

3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)

-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или  предложение  Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

Игра «Замени одним словом»

  1. Как называется приспособление для тушения огня?

  2. Как называют спортсмена, который бегает на коньках?

  3. Как называют человека, который любит трудиться?

  4. Как называют человека, у которого добрая душа?



-Итак,  какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований


 Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

 -Итак, что же  такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением  основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных  о. е  и без  них)


5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.

-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная  е, а когда о.)

- Посмотрите на следующие слова.(напишите рядом слова их образующие, выделите основы и сделайте вывод)


Снегопад пылесос


самолет конеплод


- Запишем  эти слова и выделим в них корни.

- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)

- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная  е? (после мягкой основы)

- После какой основы пишется соединительная гласная  о? (после твёрдой основы)

 - Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.

( Соединительная гласная  о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)

-Проверим.
- Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!

III. Закрепление изученного.

1)Творческий  мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».

-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)

- Сегодня  к изученным орфограммам добавляется ещё одна  – «Соедини-тельная гласная  в сложных словах». Когда пишется соединительная  гласная  е,  а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда  и какую соединительную  гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.

(Учащиеся самостоятельно  составляют схему)

Защита мини-проектов.

2) Игра «Исследователи-лингвисты»

- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.

- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)

- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов  лучше справится с заданием.

-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют  значение.

Вод…воз,  пеш…ход,  земл…трясение,  книг…люб,  рыб…лов,  зме…лов,  везд…ход,  каш…вар,  звезд…пад,  овощ…вод,  пчел…вод,  скал…лаз.

 (Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу).  



3) Тест «Сложные слова». 

- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением  основ;    б) сложением приставок

2) Соединительная гласная е пишется после…

         а) твёрдой основы;      б) мягкой основы

 3) соединительная гласная о пишется после…

         а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  4) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

  5) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 6) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует

IV. Обобщение
- А теперь, подводя итог нашего урока,  просмотрите результаты наших исследований, вспомните  всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19)
V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору  учащихся ) 
VI. Итог урока. -Вспомните, какую считает цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, , что выполнил эту задачу?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"

Автор: Антонова Юлия Евгеньевна

Дата: 29.02.2020

Номер свидетельства: 541520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема «Сложные слова», УМК «Перспективная начальная школа». Проект урока"
    ["seo_title"] => string(121) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "270277"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451053377"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "268568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450640521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства