Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"»
Урок русского языка в 3 классе
Тема :« Сложные слова»
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатовобучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задач, направленные на достижение предметных результатовобучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах (четвёрках)
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточка-схема сложного слова, карточки-задания для групп со словами ,листы исследований
Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание
Сценарий урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
-Я хочу рассказать вам одну притчу: Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все в наших руках, дорогие дети. Отправимся в путь, надеюсь, у нас все получится!
Девиз нашего урока «Ищешь трудность - найдешь мудрость»
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно!
Сегодня вы будете исследователями.
- Вы знаете, что такое исследование?
Какими качествами он обладает?
Но прежде чем начать раскрывать тайны, вспомним изученный материал
Каждый из вас получит оценку, поиграя в известную игру «Крестики- нолики», по теме «Состав слова»
1. Корень – это главная часть предложения (-)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
3. Верно ли, что у слов вода и водитель одинаковый корень?(-)
4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.(-)
8. Корень – это общая часть родственных слов (+)
9. Суффикс – это часть речи. (-)
Взаимопроверка
- Проверить ваши ответы будет очень легко. Поменяемся тетрадями.Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.
о
Х
о
Х
Х
Х
о
Х
о
3. Открытие нового. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
– Обратите внимание на доску. На доске написано слово. Определите корень.
Варить
Возьмите 1 листок
Выберете однокоренные слова к этому слову.( варёный, повар, варенье, отвар, заварка, поварёшка, самовар, солёный, солонка, варежка)
Какое слово подходит к первой схеме?
При помощи чего образовано это слово?
Как называется такой способ образования?
Зачитайте слова, которые подходят ко второй схеме?
Назовите способ образования.
Аналогично с третьей схемой.
Какое слово не подходит ни к одной из схем?
Самовар
Постановка проблемы
выделите корень слова самовар (выходят дети с разными вариантами)
Что необычного вы заметили?
Предположите как могут называться такие слова в русском языке?
Сформулируйте тему урока.
Какие цели мы перед собой поставим?
1.Сегодня на уроке мы познакомимся………
2.Мы будем писать, образовывать…..
3.Мы выясним какова роль …… в русском языке.
Я предлагаю вам план исследования.
План исследований.
Как образуются сложные слова?
При помощи чего соединяются основы в сложных словах?
Какую роль играют сложные слова в речи?
Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?
Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».
Исследование №1. Образование сложных слов.
- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)
- А какое слово из математики ассоциируется у вас со словом сложные? (сложение)
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)
Как мы получили слово самовар? (заменим его словосочетанием)
. Найдите основы в словах: сам и варит. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось?
- Как мы его получили? (Сложили две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: вода и падать.( водопад)
-Как вы получили сложное слово водопад ? (Мы сложили основы)
Как же образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования
2) Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) Вам предлагается текст, который написала ученица 3 класса.
Какое бы вы предложили задание к данному тексту.
1.Вставить пропущенные буквы,объяснив офограммы
2.Выписать сложные слова, проанализировать их и сделать вывод. Приближался праз..ник Новый го....
Мы поехали в аэропорт встр...чатьдорогих г..стей.
Когда мы проехали маслозавод, нач..лсясильный снегопад.
Вдоль дороги проезжали снегоходы.
Но вот самолет приз..млился и мы отправились в Белогорск.
Наши друз...я привезли нам много подарков: кофемолку, пылесос,
незнакомый корнеплод и самокат.
Все были рады!
- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)
Попоробуйте сформулировать правило сами
ПРАВИЛО В УЧЕБНИКЕ- Прочитайте это правило с удивлением. - А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова». -Исследуйте слова: спортзал, стенгазета. ,физминутка, Устно!!!!
Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)
-Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)
ФИЗМИНУТКА
3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)
-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)
-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
Игра «Замени одним словом»
Как называется приспособление для тушения огня?
Как называют спортсмена, который бегает на коньках?
Как называют человека, который любит трудиться?
Как называют человека, у которого добрая душа?
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание - Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований
Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них)
5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.
-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная е, а когда о.)
- Посмотрите на следующие слова.(напишите рядом слова их образующие, выделите основы и сделайте вывод)
Снегопад пылесос
самолет конеплод
- Запишем эти слова и выделим в них корни.
- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)
- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)
- После какой основы пишется соединительная гласная о? (после твёрдой основы)
- Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.
( Соединительная гласная о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)
-Проверим. - Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!
III. Закрепление изученного.
1)Творческий мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».
-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)
- Сегодня к изученным орфограммам добавляется ещё одна – «Соедини-тельная гласная в сложных словах». Когда пишется соединительная гласная е, а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда и какую соединительную гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.
(Учащиеся самостоятельно составляют схему)
Защита мини-проектов.
2) Игра «Исследователи-лингвисты»
- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.
- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)
- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов лучше справится с заданием.
-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют значение.
(Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу).
3) Тест «Сложные слова».
- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.
Сложные слова образованы …
а) сложением основ; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная е пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
3) соединительная гласная о пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
4) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
5) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
6) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
IV. Обобщение - А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19) V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся ) VI. Итог урока. -Вспомните, какую считает цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, , что выполнил эту задачу?