- формировать у учащихся способы деятельности по структурированию,
систематизации изучаемого предметного содержания;
- развивать операции мышления, сравнения, сопоставления, синтеза и обобщения;
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Определяю я предметы,
Они всегда со мной приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам нужно знать , беречь.
-О какой части речи слова?
Мы закончили изучение этой части речи. Значит, какой урок проводим после изучения большой темы? (обобщающий)
-Какие же цели поставим перед собой?
-Что такое имя прилагательное?
III. Первичное закрепление.
Послушайте маленькую сказку, но сказку с заданием (запомнить имена прилагательные)
Спросили однажды у животных, какая бывает зима.
-Зима бывает трудная, голодная, - ответил снегирь. Синичка добавила: «Очень длинная зима». «Холодная, морозная зима», - пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: «Зима короткая, тянется всего одну ночь.»
-Какие прилагательные услышали?
-А зачем нужны имена прилагательные?
-Почему разные ответы оказались?
IV. Чистописание.
ая яя ое ее ой ый ий ые ие
-Где встречались с сочетанием таких букв?
-Как же изменяются имена прилагательные?
V. Актуализация знаний.
1.Работа с пословицей, письмо по памяти.
Речь х.р.ша к.роткая , а веревка длин… .
-Прочитайте предложение.
-Как понимаете пословицу?
-Какие буквы пропущены? (Называют пропущенные буквы, объясняя )
(Читаем, запоминаем, записываем)
-Подчеркните волнистой линией имена прилагательные , определите род, число, выделите окончание. Слово «длинная» разберите по составу, над словом «речь» укажите количество букв и звуков.
Проверка. Один человек с места, беру три тетради.
-Как называются такие им. прилагательные по отношению друг к другу?(антонимы)
-А есть еще близкие по смыслу слова? Как они называются?
-Устно назовите синонимы: ошибочный -…
секретный-…
очень большой (завод)-…
2.Работа в парах. (на листочках предлагаются словосочетания –прилагательное + существительное разного рода ,выделить окончание, определить род и число).
Проверка.
-Как же определить род, число им. прилагательного?
VI.Физкультминутка. (если им. прилагательное мужского рода- подпрыгнуть , женского –присесть)
Весенний день
Зимняя дорога
Золотая рыбка
Красивый цветок
Майский день
Летняя жара
Красный ковер
Весенняя погода
зеленый лес
VII. Творческая работа.
-Отгадайте загадку:
И ушастый, и глазастый
И пугаться гораздый .
Заберется в кусты - и спит, кочерыжку съест и сыт.
-Какие имена прилагательные помогли догадаться, что это заяц ?
-Что знаете о зайцах? (Дополняю о зайцах, что не сказали дети)
Составляем текст по слайдам. Записываем. Первое предложение разобрать по членам предложения, указать над словами части речи , у прилагательного определить род, число, выделить окончание. В третьем предложении у имени прилагательного— род , число.
Проверяем . ( один ученик с места, у троих беру тетради)
_- Чем же имя прилагательное является в предложении?
VIII. Работа со словосочетанием.
-Заменить второе слово именем прилагательным , записать словосочетания(выделить окончание, определить род, число),один ученик работает за доской: