Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе. Тема урока: "Родственные слова".»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 35»
Учитель-дефектолог
Ермашева И.Н.
Тема урока: "Родственные слова"
Цель:
закрепить понятия «родственные слова»; учить выделять общую часть родственных слов – корень на слух и при написании; учить применять полученные знания в условиях решения учебных задач.
Задачи урока:
-развивать фонематическое восприятие;
-зрительное, слуховое внимание;
-обогащение и уточнение словарного запаса;
-развитие связной речи – правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме.
-воспитывать дружеские отношения учащихся в процессе учебной деятельности;
-формирование ценностных ориентиров во взаимоотношениях между членами своей семьи.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор для презентации
2. Таблички со словами по теме урока
3. Иллюстрации по теме урока (дерево с корнем)
4. Карточки с дополнительным заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок наш мы начнем. (Дети садятся за парты.)
II. Основная часть урока:
Прослушайте стихотворение ребята.
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц (март)
Запишите число и классная работа.
Чистописание
Какое сейчас время года? Послушайте весеннюю пословицу:
Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Назовите весенние месяцы. Запишите красиво и аккуратно себе в тетрадь весенние месяцы.
Как растут слова.
Как-то много лет назад 2. Это слово, слово-корень,
Посадили странный сад. Разрастаться стало вскоре
Не бывал сад фруктовым - И плоды нам принесло –
Был он только словом. Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада. Очень интересно
Вот ещё посадка рядом. Гулять в саду словесном.
А вот садовод, Е. Измайлов
С ним садовник идёт.
Все родственные слова развешиваются на нарисованном дереве.
Сад, рассада, посадка, садовод, садовник – родственные слова.
- Что общего во всех этих словах? (Корень).
- Какой корень у всех этих слов? (Корень - сад)
- Что такое корень? (Корень – общая часть родственных cлов).
Ребёнок у доскиставит эти слова в ряд, отмечает корень.
Дети списывают эти слова в тетрадь, отмечают корень.
Актуализация опорных знаний:
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о родственных словах.
Научимся подбирать однокоренные слова. Узнаем, всегда ли слова с похожими корнями похожи по смыслу, родственные эти слова или нет.
Презентация:
Слайд 1.
Правило. Родственные слова - близкие по смыслу. В них повторяется общая часть. Например: обед, обедать, обеденный.
Слайд 2.
Правило. Общая часть родственных слов – это их корень.
Корень слова на письме обозначается дугой.
Слайд 3.
Загадка.Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыбачит, рыбка). Назовите корень этих слов.
Слайд 4.
Загадка. Кто пасёт овец и коз там, где луг травой зарос?
(Пастух, пасёт, пастушок). Назовите корень этих слов.
Слайд 5.
Загадка. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка.
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб, грибок, грибной). Назовите корень этих слов.
III.Закрепление опорных знаний:
Работа по карточкам
Прочитайте текст. Подумайте, какие слова являются родственниками.
Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.
- Выпишите слова родственники - однокоренные слова (родник, родина, народ, родня), отметьте корень.
Проверка написанного на дереве (Корень – род)
Физминутка ( по компьютеру)
Работа с учебником.
С. 178, у. 26
Задание – соревнование у доски
К словам левой колонки подбери родственные слова из правой колонки.