Урок 8
Повторяем состав слова
Цели: повторить части слова и их обозначения; развивать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Чистописание.
ез ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр
Подберезовик, боровик – грибы.
II. Словарный диктант.
Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.
III. Повторение изученного материала.
1. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»?
Вспомните, как называется:
џ часть слова, которая изменяется…
џ окончание, не выраженное звуками…
џ часть слова без окончания…
џ общая часть родственных слов…
џ часть слова, которая стоит за корнем и служит
для образования новых слов…
џ часть слова, которая стоит перед корнем и служит
для образования новых слов…
2. Чтение алгоритма.
На доске написаны условные обозначения:
Учитель. Какие части слова так обозначаются?
– Какие части слова остались без обозначения? Обозначьте их на доске.
Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).
– Всегда ли окончание может быть выражено звуками?
– Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.
– Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.
Физкультминутка
3. Выполнение упражнения 2 по вариантам (учебник).
Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего выбора.
I вариант – слова с окончанием, выраженным звуками;
II вариант – слова с нулевым окончанием;
III вариант – слова, не имеющие окончания.
4. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).
Учащиеся читают об этимологии слова кафе.
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (учебник).
Задание: Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.
Чтобы найти корень, надо…
6. Выполнение упражнения 3 устно (учебник).
Задание: назовите группы однокоренных (родственных) слов.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня повторили на уроке?
– Из каких частей состоит слово?
Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их:
; ; ; .