- Ребята, давайте продолжим наш разговор. Подумайте, а нужны ли письма сейчас? -Да, ребята, действительно не всегда можно позвонить человеку, отправить ему смс или электронное письмо. А письма остаются актуальными в любые времена. - Ребята! Как вы думаете, а что же можно назвать письмом? - Я с вами абсолютно согласна, что •Письмо – это текст. •Письмо – это общение и передача информации на расстоянии и во времени. •Письмо – совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение. •Письмо передает наши чувства и эмоции. - Как вы думаете, по содержанию письма бывают разные? - Письма бывают разные и в этом мы сейчас убедимся. Послушаем Катю. Письмо №1 Здравствуйте, дорогие мама и папа! Пишу вам из деревни Простоквашино. Здесь красиво. Кругом лес, поля, и речка недалеко. Ветер дует такой тёплый, и комаров нет. И народу в деревне очень мало живёт. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Крепко целую. Ваш сын дядя Фёдор. - Что мы получили из этого письма? -Итак, один вид письма мы с вами определили. Письмо №2 С Днём рождения, мои дорогие близнецы! Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Жду скорой встречи. Любящий вас дедушка Коля. -Что прислал своим внукам дедушка Коля? -А значит, следующий вид письма- поздравление. Хорошо, мы с вами определили уже 2 вида письма. - Послушаем письмо… Письмо №3 Дорогие дети! От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны. М. Горький - С какими словами обратился М.Горький к своим читателям? -И мы с вами определяем 3 вид письма-пожелание. -Молодцы! Вы удачно справились с этим заданием. - Вместе со мной к уроку готовилась Вика. Она работала над вопросом «Правила написания письма» (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным. Перед отправкой письмо перечитывайте, для того, чтобы избежать ошибок. Отвечать на полученные вами письма желательно не позднее, чем через 3—5 дней после их получения. Ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма. -Ребята, вам понравились правила, о которых вам рассказала Вика. Нужны ли вам эти рекомендации? Полезны ли они? - Спасибо Вика за проделанную работу. Я думаю, что работу можно оценить на «отлично». Но хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? -Вы еще не устали? -Тогда я вам предлагаю составить более точную схему написания письма и заполнить таблицу зеленого цвета. - По вашему мнению с чего мы начинаем написание письма? - Подумайте, как вы обратились в письме к учителю, директору, библиотекарю? Родителям, бабушке, дедушке? Другу, подруге? - А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов знает Маша. Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу! Многоуважаемый Павел Федорович. Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь? Дорогой брат Миша! - А так А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах. Мой первый друг, Мой друг бесценный! -Итак, ребята, мы с вами обговорили, каким может быть зачин. - Как, по вашему, что содержит следующая часть письма? -И назвать эту часть можно информационной. -Какие умения помогут нам составить информационную часть письма? -Вы согласны? -Напомните, какие виды текстов вы знаете? - Кроме информации, что должно передать ваше письмо? -Теперь, когда ваши чувства и эмоции переданы пришла пора закончить письмо. Как же его закончить? -И называется эта часть – концовка. -А еще мне хотелось бы напомнить, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, не помятым, с аккуратно обрезанным краем. - Я думаю, что теперь вы готовы написать письмо. - На парте у вас лежит конверт, в котором вы можете выбрать для написания любой вид письма. На розовом вы будете писать письма- поздравления, на желтом- письмо-информацию, на оранжевом листе-письмо-пожелание. -Ребята, письмо должно быть у вас коротким, лаконичным, поэтому на эту работу я вам отвожу 5 минут. -А письмо вы можете написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили. - Итак, ребята, внимание. Нет, ли среди вас желающих прочитать свое письмо? - Письмо готово. Если мы сейчас опустим ваши письма в почтовый ящик. Дойдут ли они до адресата? -Почему? -Именно он поможет письму дойти до своего адресата. -Ребята, а вот у меня есть письмо в конверте. На нем написано «На деревню дедушке».Дойдет ли оно до адресата? (“На деревню дедушке”). -Почему? -Для того чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. -Возьмите свой конверт, на котором вы уже в левом верхнем углу указали адрес отправителя. Это ваш адрес. -Что напишем в правом нижнем углу? -Ребята, все адресные данные пишутся разборчиво чернилами. -Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами -В адресе не должно быть сокращенных названий. -Обратите внимание на слайд. Может кто-то из вас знает, чей это за адрес? -Всем ли понятно, как правильно оформлять конверт. Вы знаете мой адрес, адреса ваших друзей, родственников. -Напишите на конверте адрес того человека, которому вы только что написали письмо. -Ребята, а для того, чтобы письмо быстрее нашло своего адресата, на конверте пишется индекс, который состоит из 6 цифр. Цифры пишутся в соответствии с образцом, который указан у вас на конверте и у меня на слайде. -Поменяйтесь друг с другом конвертами и оцените работу . -Если конверт оформлен правильно, подарите друг другу смайлик с улыбкой. - Ребята, если вы уверены в том, что все сделали правильно, опустите письма в этот почтовый ящик. Мы обязательно передадим их на почту. А если кто-то еще не готов, сомневается, опускать не обязательно. -Подошло время получить домашнее задание. Напишите письмо родителям. Постарайтесь писать письмо в спокойной обстановке, не спеша, не отвлекаясь на другие дела так, как это происходило с героями знакомого вам мультфильма «Трое из Простоквашино». -Я уверена, что дома вы успешно напишете письмо. -Наш урок подошел к концу. Удалось ли нам выполнить поставленные цели и задачи? Был ли каждому из вас он вам полезен? Предлагаю наш урок закончить |