kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Урок Письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи "Урок Письма". Развитие интереса обучающихся к эпистолярному жанру, к истории почтовой служдбы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Урок Письма"»

«Урок письма»

Подготовила и провела : Финагина Алена Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ №3.

Цель: - повышение интереса учащихся к эпистолярному жанру, к истории почтовой службы и письма;

- привлечение внимания учащихся к участию во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»;

•обобщение и углубление знаний учащихся об истории письма, о правилах его написания и оформления;

-формирование представлений о ценности родного языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

  1. Орг.момент


Психогимнастика “Сотвори солнце в себе”


Учитель:

В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Попробуйте сотворить солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку, мир. Открывайте глаза. Звёздочка становится большой как Солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.) Улыбнитесь друг другу!


  1. Сообщение темы и целей урока.

- Я вас приглашаю на Урок письма и

предлагаю вам прослушать песню, а вы подумайте, каким образом то, о чем поется в этой песне, может быть связано с нашим уроком.

-Как вы думаете, о чем вы узнаете на уроке и чему научитесь?

-Да, на уроке развития речи мы , действительно

ВЫЯСНИМ – Что такое письмо?

ПОДУМАЕМ-Для чего нужны письма?

УЗНАЕМ- Историю возникновения письма и почты.

СОСТАВИМ - Схему написания письма.

НАУЧИМСЯ- Правильно заполнять адрес на конверте и писать письма.



Песня «Вологда»


-Сегодня на уроке мы будем писать письма, поговорим о письмах.

3.Актуализация темы урока. Беседа.

- Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо?

-Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?

- О чем в нем говорилось?

-В вашей семье любят писать письма?

-А может быть, вы больше любите их получать?

- Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью. Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени. Пусть письма в ваших семьях станут семейными реликвиями. Пусть через много лет ваши дети, внуки или правнуки возьмут в руки письмо и узнают, какие события происходили в вашей жизни, о чем вы думали, мечтали, какие чувства испытывали.








2-3 человека.

  1. Узнаем историю возникновения письма и почты. Проблемно-поисковая ситуация.














4. Самостоятельная работа в группах.

-Ребята, я хочу вас познакомить вас с книгой Георгия Ивановича Кублицкого.

-Я вам предлагаю самостоятельно определить, как автор назвал свою книгу, или придумать свой вариант названия.

-Что помогает вам до чтения определить, о чем эта книга?




- Рассмотрите внимательно обложку книги, познакомьтесь с оглавлением и выскажите свои предположения, о чем эта книга?

-Какое название книге вы бы дали?

- Ребята, я принимаю все ваши версии названия книги, но авторский вариант названия вы пока не определили.

-Каждая группа получила по одному иллюстрированному рассказу из книги Г.И. Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий»

-Я предлагаю вам составить алгоритм работы

-С чего следует начать работу?

-Так, хорошо! Следующий этап?

-Следующий пункт нашего алгоритма?



-Приступая к работе, не забудьте распределить роли в группе.(организатор, чтец, оратор, слушатели)

-Группы готовы к работе?

-Приступайте, пожалуйста, к работе.







Рассмотреть иллюстрации, содержание, титульный лист, обложку.

Книга рассказывает об истории почты и письма.

Мнения детей.










1. Прочитайте рассказ.

-2. Рассмотрите иллюстрации.

-3. Подготовиться рассказывать о самом интересном и важном.

  1. Презентация книги Г.И. Кубицкого «Письмо шло пять тысячелетий»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

-Давайте, подведем итог.. Ораторы групп, пожалуйста, донесите информацию до других участников групп, что нового и интересного вы узнали из прочитанного.

-Ребята, а вас я прошу быть не пассивными слушателями, а активными участниками нашего разговора. В процессе работы вам предстоит заполнить таблицу, обозначенную синим цветом.


  1. Подведение итогов работы.

Вот и перелистали мы с вами всего несколько страниц книги Георгия Ивановича Кублицкого, рассказывающих об истории почты и письма.

-А сколько всего в книге страниц?

- Ребята, представляете, сколько еще интересного можно узнать еще из этой книги. В нашей детской библиотеке она в единственном экземпляре. Не упустите возможность прочитать ее целиком и продолжить изучение истории почтовой связи и письма.

-Как автор назвал свою книгу?

-Теперь вы знаете, какой длинный путь проделало письмо, прежде, чем стать очень удобным, быстрым и безопасным способом общения людей на расстоянии.






77








-«Письмо шло пять тысячелетий»

  1. Физминутка.

-Давайте, зрительно проследим его путь на экране.

Физ.минутка

  1. ПОДУМАЕМ

Для чего нужны письма?
















































































































































































8.Практическая работа по написанию письма и заполнению конверта.




















- Ребята, давайте продолжим наш разговор. Подумайте, а нужны ли письма сейчас?

-Да, ребята, действительно не всегда можно позвонить человеку, отправить ему смс или электронное письмо. А письма остаются актуальными в любые времена.

- Ребята! Как вы думаете, а что же можно назвать письмом?

- Я с вами абсолютно согласна, что

•Письмо – это текст.

•Письмо – это общение и передача информации на расстоянии и во времени.

•Письмо – совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение.

•Письмо передает наши чувства и эмоции.

- Как вы думаете, по содержанию письма бывают разные?

- Письма бывают разные и в этом мы сейчас убедимся. Послушаем Катю.


Письмо №1

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из деревни Простоквашино. Здесь красиво. Кругом лес, поля, и речка недалеко. Ветер дует такой тёплый, и комаров нет. И народу в деревне очень мало живёт. Мне тут очень нравится.


Когда вы приедете? Крепко целую.


Ваш сын дядя Фёдор.

- Что мы получили из этого письма?

-Итак, один вид письма мы с вами определили.



Письмо №2


С Днём рождения, мои дорогие близнецы!


Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Жду скорой встречи.

Любящий вас дедушка Коля.

-Что прислал своим внукам дедушка Коля?

-А значит, следующий вид письма- поздравление.

Хорошо, мы с вами определили уже 2 вида письма.

- Послушаем письмо…

Письмо №3

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький

- С какими словами обратился М.Горький к своим читателям?

-И мы с вами определяем 3 вид письма-пожелание.

-Молодцы! Вы удачно справились с этим заданием.


- Вместе со мной к уроку готовилась Вика. Она работала над вопросом «Правила написания письма»

(Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным. Перед отправкой письмо перечитывайте, для того, чтобы избежать ошибок. Отвечать на полученные вами письма желательно не позднее, чем через 3—5 дней после их получения. Ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма.

-Ребята, вам понравились правила, о которых вам рассказала Вика. Нужны ли вам эти рекомендации? Полезны ли они?


- Спасибо Вика за проделанную работу. Я думаю, что работу можно оценить на «отлично». Но хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание.


Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему?


-Вы еще не устали?







-Тогда я вам предлагаю составить более точную схему написания письма и заполнить таблицу зеленого цвета.

- По вашему мнению с чего мы начинаем написание письма?






- Подумайте, как вы обратились в письме к учителю, директору, библиотекарю?

Родителям, бабушке, дедушке?

Другу, подруге?


- А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов знает Маша.


Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!

Многоуважаемый Павел Федорович.

Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?

Дорогой брат Миша!


- А так А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

-Итак, ребята, мы с вами обговорили, каким может быть зачин.


- Как, по вашему, что содержит следующая часть письма?

-И назвать эту часть можно информационной.

-Какие умения помогут нам составить информационную часть письма?

-Вы согласны?

-Напомните, какие виды текстов вы знаете?







- Кроме информации, что должно передать ваше письмо?


-Теперь, когда ваши чувства и эмоции переданы пришла пора закончить письмо.

Как же его закончить?

-И называется эта часть – концовка.


-А еще мне хотелось бы напомнить, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, не помятым, с аккуратно обрезанным краем.

- Я думаю, что теперь вы готовы написать письмо.

- На парте у вас лежит конверт, в котором вы можете выбрать для написания любой вид письма. На розовом вы будете писать письма- поздравления, на желтом- письмо-информацию, на оранжевом листе-письмо-пожелание.

-Ребята, письмо должно быть у вас коротким, лаконичным, поэтому на эту работу я вам отвожу 5 минут.

-А письмо вы можете написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

- Итак, ребята, внимание. Нет, ли среди вас желающих прочитать свое письмо?

- Письмо готово. Если мы сейчас опустим ваши письма в почтовый ящик. Дойдут ли они до адресата?

-Почему?

-Именно он поможет письму дойти до своего адресата.


-Ребята, а вот у меня есть письмо в конверте. На нем написано «На деревню дедушке».Дойдет ли оно до адресата? (“На деревню дедушке”).

-Почему?











-Для того чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт.









-Возьмите свой конверт, на котором вы уже в левом верхнем углу указали адрес отправителя. Это ваш адрес.

-Что напишем в правом нижнем углу?

-Ребята, все адресные данные пишутся разборчиво чернилами.

-Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами

-В адресе не должно быть сокращенных названий.

-Обратите внимание на слайд. Может кто-то из вас знает, чей это за адрес?

-Всем ли понятно, как правильно оформлять конверт.

Вы знаете мой адрес, адреса ваших друзей, родственников.

-Напишите на конверте адрес того человека, которому вы только что написали письмо.

-Ребята, а для того, чтобы письмо быстрее нашло своего адресата, на конверте пишется индекс, который состоит из 6 цифр. Цифры пишутся в соответствии с образцом, который указан у вас на конверте и у меня на слайде.

-Поменяйтесь друг с другом конвертами и оцените работу .

-Если конверт оформлен правильно, подарите друг другу смайлик с улыбкой.

- Ребята, если вы уверены в том, что все сделали правильно, опустите письма в этот почтовый ящик. Мы обязательно передадим их на почту. А если кто-то еще не готов, сомневается, опускать не обязательно.

-Подошло время получить домашнее задание. Напишите письмо родителям. Постарайтесь писать письмо в спокойной обстановке, не спеша, не отвлекаясь на другие дела так, как это происходило с героями знакомого вам мультфильма «Трое из Простоквашино».


-Я уверена, что дома вы успешно напишете письмо.


-Наш урок подошел к концу. Удалось ли нам выполнить поставленные цели и задачи? Был ли каждому из вас он вам полезен?

Предлагаю наш урок закончить




































- Рассказ о том, как они живут в деревне.

Информацию.










-Поздравление с днем рождения.
































-А еще я для всех ребят приготовила памятки о правилах написания письма. Я раздам их в конце урока.














Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату.



•Зачин.(все что вы мне сказали сейчас можно назвать зачином)

Дата и место написания.

•Приветствие.

•Обращение.






















-Новости, рассказ.




•Информационная часть.



Нам поможет умение составлять тексты

различные по виду.

Повествование, описание, рассуждение.



-Чувства, эмоции.



-Прощание.

-Подпись.


Концовка.






























Нет.

- Нужен конверт.




-Нет.


Нам нужен конверт.



-Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес.


Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату.








Да, это адрес нашей школы.


  1. Рефлексия.

«Комплиментом»

Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Урок Письма"

Автор: Финагина Алена владимировна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "План-конспект урока русского языка. Урок развития речи. 5 класс Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_urok_razvitiia_rechi_5_klass_tema_pismo_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "622234"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672757054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "ИСТОРИЯ ПИСЬМА" (русский язык, профиль)"
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogo-iazyka-istoriia-pis-ma-russkii-iazyk-profil"
    ["file_id"] => string(6) "301070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456846203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок русского языка (обучение письму) 1 класс по теме "Строчная и заглавная буквы А, а" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-obuchieniie-pis-mu-1-klass-po-tiemie-strochnaia-i-zaghlavnaia-bukvy-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "190065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427101815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок русского языка. "Пишем письмо""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_russkogo_iazyka_pishem_pismo"
    ["file_id"] => string(6) "505719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554194529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства