Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Сравнение слов по звуковой структуре"»
Урок 11
Тема: Сравнение слов по звуковой структуре Проведение полуовалов.Ориентировка в рабочей строке.
Цели: формировать умение ориентироваться на рабочей строке, учить писать левые и правые полуовалы; развивать мелкую моторику, глазомер.
Ход урока
I. Организационный момент.
ЧЕРЕПАХА
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
К. Чуковский
II. Вступительное слово учителя.
– Сегодня продолжим учиться выполнять задания на рабочей строке, писать левые и правые полуовалы.
Гость нашего урока – черепаха. Это она так испугала лягушат, когда они расположились на ночлег. Но лягушки все-таки успокоились, прилегли рядом с черепахой и посмотрели на ночное небо. А утром придумали вот такие загадки. Одну из отгадок вы найдете в прописи.
Загадки читает учитель.
ЗАГАДКИ ИЗ НЕБЕСНОЙ ТЕТРАДКИ
– Ночка, ночка, расскажи, что ты делала в тиши?
– Я в своей чудо-печи выпекала куличи,
Разложила их по небу, чтоб сияли с высоты…
Что, скажи, за куличи выпекала ночь в печи?
(Звезды.)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект... (комета).
Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч – ... (луна).
Т. Маршалова
Ночью в небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька.
(Луна, месяц.)
Г. Сапгир
III. Изучение нового материала.
1. Работа по прописи. «Месяц».
– Рассмотрите картинку в прописи. С чем сравнивается месяц в загадке? Почему? (Месяц похож на апельсиновую дольку по форме и по цвету.)
– Рассмотрите месяцы вверху страницы. Какого элемента недостает? (Левого полуовала.)
– Найдите стрелочку. Расскажите, как будет двигаться ваша рука при письме левого полуовала. (Начинаем движение сверху (ото «лба» месяца), пишем левый полуовал, соединяем линию с «бородой» месяца.)
Аналогичная работа с правыми полуовалами.
2. Работа по прописи. «Черепаха».
– Рассмотрите черепаху. Какой формы ее панцирь? (Овал.)
– Какую часть овала дорисуем? (Сначала левый полуовал, затем правый.)
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука при письме левого и правого полуовалов. Дорисуйте черепашек.
3. Письмо полуовалов на рабочей строке.
– Ребята, для чего черепахе панцирь? (При любой опасности черепаха прячется в панцирь.)
– Из чего твой панцирь, черепаха? – Я спросил и получил ответ: – Он из пережитого мной страха, И брони надежней в мире нет.
Лёша Ерошин
ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
С. Маршак
– Панцирь у черепах очень прочный. Наша черепаха просит «укрепить» ее панцирь. Напишем полуовалы на первой рабочей строке. Но прежде вспомним название каждой линии рабочей строки. (Верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки,вспомогательная линия.)
– Расскажите, где расположены левые полуовалы. (На рабочей и вспомогательной строке.)
– Найдите стрелочки. Расскажите по ним, как будет двигаться ваша рука. (Начинаем движение от точки, расположенной на вспомогательной строке; пишем левый полуовал, заканчиваем в точке на нижней линии рабочей строки.)
– Рассмотрите вторую рабочую строку.
Аналогичная работа с правыми полуовалами.
4. Письмо прямых вертикальных линий.
– Мы помогли черепахе. Как в случае опасности поступают лягушки? Почему они зеленого цвета? (Зеленый цвет делает лягушку неприметной в зарослях травы, в тине.)
– Устроим убежище для лягушек. Нарисуем зеленую травку. Для этого сначала рассмотрите третью рабочую строку. Научимся ставить точки-помощники. Расскажите, для чего они нужны. (Расстояние между вертикальными линиями должно быть одинаковым, точки помогают соблюдать это расстояние.)
– Где расположены точки? (Точки находятся посредине между вспомогательной линией и верхней линией рабочей строки.)
– Расставьте точки.
– На следующей строке «рисуем травку». Каким будет порядок работы?
Аналогичная работа с прямыми вертикальными линиями разной высоты.
5. Задание «Проведи линии по дорожкам».
– Почему возникло выражение «ползешь как черепаха»?
Черепахи не бегают, ползают чинно, И на это есть очень простая причина: Испачкать свои костяные манишки Они не хотят, ведь они – не мальчишки. Не ищут ни грязи, ни шума, ни драки. К тому же они (ну совсем!) не собаки, Чтоб с топотом, грохотом, воем и лаем Носиться за каждым мячом и трамваем. Они аккуратны, почти педантичны. Всегда элегантны, умыты, приличны. Гордятся собой, им спешить ни к чему. Ну что? Вам понятно теперь, почему?!
И. Воловик
– Не торопясь, так, как это делает черепаха, проведите линию по середине дорожки. Кто доволен своей работой?
– Черепахи считаются самыми медлительными животными на Земле, а ведь им просто некуда торопиться, у них всегда с собой свой дом. У Бориса Заходера есть стихотворение о медлительности черепах:
Черепаха всех смешит, потому что не спешит,
Но куда спешить тому, кто всегда в своём дому?
А в своей родной стихии, то есть в воде, черепахи могут развивать скорость (например морская кожистая черепаха) до 35 км/ч! Кто после этого скажет, что черепахи медлительные?
Теперь проведите линию по середине второй дорожки. Постарайтесь сделать это быстрее, чем в первый раз.
IV. Итог урока.
– Пора прощаться с черепахой. Расскажите, чему вы научились на уроке.