Тема: «Предложения бывают сложными».
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Романовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. (слайд 2) Обратите своё внимание на слайд, что вы на нём видите? - Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Дети здороваются с учителем. Организуют свое рабочее место. Пословицу: «Велик и могуч русский язык». Русский язык – самый богатый язык в мире. Мы должны сохранять наше богатство, которое мы имеем. | | Р: Осуществлять волевую саморегуляцию. | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Наглядный (демонстрационный) Наглядный (показ) Практический (упражнение) | Проводит актуализацию знаний. Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа. - В начале урока проведем минутку чистописания. (слайд 3) -На слайде вы видите 2 ряда слов. Сейчас у себя в тетрадях попробуйте составить из этих слов 2 простых предложения. (Учитель просит некоторых ребят прочитать свои предложения). (Наступила поздняя осень. Целые дни дул холодный ветер.) - Ребята взгляните на свои предложения, можем ли мы их объединить в 1? - Попробуйте сейчас объединить предложения, которые вы составили в 1. - Прочитайте то, что у вас получилось. Как вы думаете, как называется такое предложение? Почему вы так считаете, что это предложение сложное? - Верно. в сложном предложении 2 или более грамматических основ. Выделите их в своем предложении: подлежащее и сказуемое. | Открывают тетради и записывают число, классная работа. Пробуют составить простые предложения. Записывают в тетрадях. (Наступила поздняя осень, и целые дни дул холодный ветер.) Сложное. В нём 2 грамматические основы. Выделяют в своих предложениях. | | К: Владеть диалогической речью. П: проводить классификацию | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причин затруднения. | Словесный (беседа) | - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 4) (если не назовут – предложения бывают сложными, то через учебник. Откройте в учебнике стр.72 и прочитайте тему нашего урока) - Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (слайд 5) | Сложные предложения\предложения бывают сложными. Познакомиться со сложным предложением. | | К: владеть диалогической речью. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта для выхода из затруднения | Словесный (беседа) | Организует постановку проблемных задач. - Какие задачи мы поставим перед собой? (слайд 6) Они у меня на слайде поставлены не правильно, помогите мне выстроить задачи сегодняшнего урока верно, друг за другом. - С чего начнём? (слайд 7 – верно выстроены) | Формулируют задачи. Мы должны: Научиться определять сложные предложения по признакам и отличать их от простых. Научиться находить сложные предложения в тексте. Научиться подчёркивать главные члены в сложных предложениях. | | Р: планировать свою деятельность. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта | Практический (упражнение) Словесный (беседа) | - Давайте сейчас вернемся к нашему сложному предложению. - Из скольких предложений мы его составили? - Сколько в нём частей? - Давайте прочитаем определение на стр.72. Читайте очень внимательно. - Кто сейчас сможет нам его рассказать? Подглядывать можно, но давайте постараемся рассказать, а не читать. - Хорошо. Теперь давайте устно разберём упражнение 496 в ваших рабочих тетрадях на странице 63. Прочитайте задание. Что там необходимо сделать? (как должно быть – пример) Я знаю, что есть сложные слова. Это слова, в которых не один, а два корня, соединённых между собой: ледоход (корень лед, корень ход. О – соед. гласная); самолёт (сам – корень, лёт – корень. О – соед. гласная). Еще бывает сложная форма будущего времени: будем дружить, будет помогать. - Какой вывод мы можем сделать из этого задания? | 2 2 Читают определение. Пробуют рассказать несколько человек определение. Читает 1 человек. Необходимо закончить предложения. В сложных словах 2 грамматические основы, 2 корня и некоторые слова соединены гласной. Еще есть сложная форма будущего времени: будем\т что – либо делать. | | П: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К: владеть диалогической речью. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. | Практический (упражнение) | - Посмотрите на упр.497 (сначала в учебнике). Что там нужно сделать? Прочитайте задание. - Как нужно действовать, чтобы найти главные члены предложения? - Переносим глазки в рабочую тетрадь и читаем упр.497. Что там написано в задании? Кто прочитает вслух? Теперь поэтапно еще раз, что за чем идёт? - Это упражнение мы будем выполнять у доски, там 3 предложения, значит к доске выйдут по очереди 3 человека, остальные будут записывать эти предложения в тетрадях. 1.На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса. (слышатся – глагол, голоса – имя сущ.) 2.Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел. (распевают – глагол, синицы – существительное; отстукивает – глагол, дятел – сущ.) 3.Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.(жёлтое – имя существительное, зелёное – имя прилагательное) - Молодцы! Какие предложения сложные? Поставьте около них галочку. Из скольких частей каждое состоит? Укажи их кол – во в скобках. (учитель проверяет) | 1 человек читает задание в учебнике. Найти подлежащее, которое будет отвечать на вопрос кто? Что? После найти сказуемое. Задать вопрос от подлежащего к сказуемому. 1 человек – читает задание. 2 – поэтапно еще раз говорит. Выходят по очереди, записывают предложения. 2, 3 сложные предложения. 1 состоит из 1 части; 2 из 2 частей; 3 из 5 частей. | | К: владеть монологической формой речи. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
7. Самостоятельная работа. | Словесный (беседа) Практический (составление схемы) | - Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу. Подпишите, пожалуйста, свои карточки. Ваша задача, понять где простые, а где сложные предложения. Около сложных поставить галочку. 1.Синей дымкой покрыты луга. 2.Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами. (галочка) 3. Ребята приносили птицам корм, хлеб, семечки. 4.Впереди шёл учитель. 5.Ветер согнул тонкую березку и она наклонилась к земле. () 6.Наступил вечер и в домах загорелись огни. () 7.Дождь прошёл и выглянуло солнце. () 8.Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. () 9. Егор пришёл домой. 10.Стоял жаркий день и дети пошли на речку. - Проверка по эталону. | Выполняют самостоятельно. Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде. | | Р: Осуществлять контроль, коррекцию действий. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует повторение изученного. Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги сегодняшнего занятия. - С чем мы сегодня познакомились? - Что называется сложным предложением? Перечислите признаки сложного предложения. - Где нам могут пригодиться эти знания? | Со сложными предложениями. Это предложение, в котором 2 или более грамматических основ. При написании контрольной работы с простыми и сложными предложениями. | | П: Осуществлять обобщение изученного. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Была ли достигнута цель? - Выполнен план урока? Оцените себя на уроке. Детям предлагается анкета. (приложение 1) | Подводят итог. | | Р: Осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |