Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. "Понятие об имени существительном"»
Нестандартные уроки в начальной школе. Урок – исследование.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному,- проводя собственные исследования, чем получать кем – то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково – исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
Исследования представлены в различных формах.
Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) во 2 классе.
Цель: ознакомить детей с обобщённым лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное»
развитие коммуникативных умений; умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
развитие умения оценивать свои достижения по изучаемой теме;
воспитание позитивного отношения к учёбе.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
1. Введение в тему урока (слайд 1)
- Угадайте, кто это?
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слова, в конфеты-
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
Т. Рик
- Имя существительное – тема нашего сегодняшнего урока.
- Как мы отличаем существительные от других частей речи? (по вопросам)
-На какие вопросы отвечают имена существительные и что обозначают?
2. Чистописание.
Сс Сс Сл См Ся Се Си Ст
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Объясните значение пословицы.
3. Наблюдение над значением имён существительных.
- Давайте проведём исследование: только ли предметы обозначают имена существительные?
- Вслушайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует.
- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева: (слайд2)
Ревела буря,
Дождь шумел,
Во мраке молнии блистали,
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
-Выпишите существительные, которые отвечают на вопрос что?
-Что обозначают эти существительные? (явления природы)
- Значит, существительные обозначают ещё и явления природы.
- Запишите предложения(под диктовку)
Желтизна листьев радовала глаз. Надо мной раскинулась неба синева. (слайд 3)
-Проверка написанного.
-Какой частью речи являются подчёркнутые слова?
-А что обозначают эти существительные? (признак)
-Значит, какой вывод можно сделать?
(Существительные могут обозначать и признак)
-Каким членом предложения являются подчёркнутые существительные?(подлежащим)
-Есть ли другие существительные в предложении? Какую роль в предложении они выполняют? (второстепенные члены)
-Сделайте вывод о роли существительных в предложении.
(4 слайд) Существительные в предложении могут быть главным членом предложения – подлежащим или второстепенным членом предложения.
-Запишите предложение (5 слайд)
Бег лошадей становился всё быстрее. Мне нравится быстрая езда.
-Какой частью речи являются подчёркнутые слова?
-Что они обозначают? (действие)
-Значит, какой вывод напрашивается?
(существительные могут обозначать и действия)
-Давайте обобщим, что такое существительное, на какие вопросы отвечает и что оно обозначает?
(слайд 6) Существительные – это слова, которые в начальной форме отвечают на вопрос кто? или что? Они обозначают предмет, явление природы, действие или признак.
4.Физминутка (слайд 7)
Груша грушу потрясла,
Груши Поле понесла,
А её подружка Поля
Сорняки полола в поле. ( имитация действий)
- Найдите существительные. На какие вопросы они отвечают в начальной форме? Почему одинаково звучащие существительные отвечают на разные вопросы?
(Потому что они имеют разное значение. Груша – имя девочки, и груша – название дерева. Поля – имя девочки, поле – участок обработанной земли.)
5. Игра.
Наблюдение над словами, отвечающими на вопросы кто? и что?
- Я называю существительные, если слово отвечает на вопрос кто?, вы встаёте, если на вопрос что?, то сидите.
- Почему, когда я назвала слово Рыжик, одни ребята встали, а другие нет? (Потому что слово Рыжик может обозначать кличку животных, и слово рыжик – название гриба)
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
(слайд 8) О людях и животных мы спрашиваем: кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что?
6. Итог урока.
- Что нового узнали об имени существительном?
- Что понравилось на уроке?
- Разгадайте кроссворд, ключевое слово – это оценка вашей работы на уроке.
(слайд 9)
1 Столица России.
2 На какой вопрос отвечают слова Ваня, Иванов, Лена?
3 Какой частью речи является слово весёлый?
4 На какой вопрос отвечает слово смех?
5 Что обозначает существительное ходьба?
6 Слово с непроизносимой согласной, обозначающее ряд ступенек, идущих вверх.
7 Существительное берёза во множественном числе.
- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке.