kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. "Понятие об имени существительном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Ознакомить детей с обобщённым лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. "Понятие об имени существительном"»

Нестандартные уроки в начальной школе. Урок – исследование.


Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному,- проводя собственные исследования, чем получать кем – то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково – исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Исследования представлены в различных формах.

Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.



Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) во 2 классе.

Цель: ознакомить детей с обобщённым лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное»

развитие коммуникативных умений; умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

развитие умения оценивать свои достижения по изучаемой теме;

воспитание позитивного отношения к учёбе.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1. Введение в тему урока (слайд 1)

- Угадайте, кто это?

Есть один седой старик,

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик, в сигареты,

В тапочки, в слова, в конфеты-

Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.

Т. Рик

- Имя существительное – тема нашего сегодняшнего урока.

- Как мы отличаем существительные от других частей речи? (по вопросам)

-На какие вопросы отвечают имена существительные и что обозначают?

2. Чистописание.

Сс Сс Сл См Ся Се Си Ст

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Объясните значение пословицы.

3. Наблюдение над значением имён существительных.

- Давайте проведём исследование: только ли предметы обозначают имена существительные?

- Вслушайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует.

- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева: (слайд2)

Ревела буря,

Дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

Беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

-Выпишите существительные, которые отвечают на вопрос что?

-Что обозначают эти существительные? (явления природы)

- Значит, существительные обозначают ещё и явления природы.


- Запишите предложения(под диктовку)

Желтизна листьев радовала глаз. Надо мной раскинулась неба синева. (слайд 3)

-Проверка написанного.

-Какой частью речи являются подчёркнутые слова?

-А что обозначают эти существительные? (признак)

-Значит, какой вывод можно сделать?

(Существительные могут обозначать и признак)

-Каким членом предложения являются подчёркнутые существительные?(подлежащим)

-Есть ли другие существительные в предложении? Какую роль в предложении они выполняют? (второстепенные члены)

-Сделайте вывод о роли существительных в предложении.

(4 слайд) Существительные в предложении могут быть главным членом предложения – подлежащим или второстепенным членом предложения.


-Запишите предложение (5 слайд)

Бег лошадей становился всё быстрее. Мне нравится быстрая езда.

-Какой частью речи являются подчёркнутые слова?

-Что они обозначают? (действие)

-Значит, какой вывод напрашивается?

(существительные могут обозначать и действия)

-Давайте обобщим, что такое существительное, на какие вопросы отвечает и что оно обозначает?

(слайд 6) Существительные – это слова, которые в начальной форме отвечают на вопрос кто? или что? Они обозначают предмет, явление природы, действие или признак.

4.Физминутка (слайд 7)

Груша грушу потрясла,

Груши Поле понесла,

А её подружка Поля

Сорняки полола в поле. ( имитация действий)

- Найдите существительные. На какие вопросы они отвечают в начальной форме? Почему одинаково звучащие существительные отвечают на разные вопросы?

(Потому что они имеют разное значение. Груша – имя девочки, и груша – название дерева. Поля – имя девочки, поле – участок обработанной земли.)

5. Игра.

Наблюдение над словами, отвечающими на вопросы кто? и что?

- Я называю существительные, если слово отвечает на вопрос кто?, вы встаёте, если на вопрос что?, то сидите.

Кот, чебурек, тётя, арбуз, дерево, Фёдор, трава, Иванов, печенье, Семён, метель, учитель, Рыжик.

- Почему, когда я назвала слово Рыжик, одни ребята встали, а другие нет? (Потому что слово Рыжик может обозначать кличку животных, и слово рыжик – название гриба)

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

(слайд 8) О людях и животных мы спрашиваем: кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что?

6. Итог урока.

- Что нового узнали об имени существительном?

- Что понравилось на уроке?

- Разгадайте кроссворд, ключевое слово – это оценка вашей работы на уроке.

(слайд 9)

1 Столица России.

2 На какой вопрос отвечают слова Ваня, Иванов, Лена?

3 Какой частью речи является слово весёлый?

4 На какой вопрос отвечает слово смех?

5 Что обозначает существительное ходьба?

6 Слово с непроизносимой согласной, обозначающее ряд ступенек, идущих вверх.

7 Существительное берёза во множественном числе.

- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. "Понятие об имени существительном"

Автор: Казакова Марина Вячеславовна

Дата: 31.05.2022

Номер свидетельства: 608469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок русского языка "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "259655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448806397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам""
    ["seo_title"] => string(75) "urok_russkogho_iazyka_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "399794"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489409922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка:"Употребление имен существительных в речи""
    ["seo_title"] => string(66) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniieimiensushchiestvitielnykhvriechi"
    ["file_id"] => string(6) "285165"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454092317"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок русского языка " Род имен существительных"."
    ["seo_title"] => string(53) "urok_russkogho_iazyka_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "469329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526196772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства