Дата: 24.01.2024 Учитель: Кубрякова Н.С.
Класс | 4класс |
Автор УМК «Школа России» | В. П. Канакина, В.Г. Горецкий |
Тема урока | Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Формы урока | Фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи; |
Методы урока | Проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный |
Цель урока | Ознакомление обучающихся с новой орфограммой «Склонение имён прилагательных множественного числа» |
Задачи: | Совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе; Определять падеж имён прилагательных; Выделять окончания имён прилагательных; Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания обучающихся; Создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, взаимоподдержки в ходе работы в группах. |
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: Умение искать и выделять необходимую информацию; анализ, сравнение, классификации объектов по выделенным признакам; синтез. обобщать (делать выводы); Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала; сравнивать, анализировать по выделенным признакам, формулировка проблемы; планирование деятельности; понимать и соблюдать правила работы в группе; сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; умение оценить степень успешности достижения цели. Коммуникативные УУД: Развивать умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
Планируемые результаты | Предметные: познакомятся с особенностью склонения имён прилагательных во множественном числе; научатся склонять имена прилагательные во множественном числе; указывать падеж имён прилагательных, выделять их окончания. уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного, подбирать синонимы к именам прилагательным. |
Личностные: Развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки к работе на результат. |
Оборудование: | Учебник русского языка (автор: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, проектор, экран, мультимедиа, рабочие тетради; опорные таблицы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Мобилизующее начало (1 минута) | Приветственное слово учителя. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу (Ответы детей: интересным, познавательным, запоминающим, развивающим). | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний (6 минут) | Прочитайте пословицы, записанные на доске. - Ленивым людям всегда праздник. - Добрым гостям все рады. - Белые ручки чужие труды любят. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Чему учат пословицы? - Скажите, что объединяет эти пословицы | Высказывают и выдвигают свои предположения о пословицах. Во всех пословицах есть имена прилагательные во множественном числе. | Уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других; во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем. |
Самоопределение к деятельности (5 минут) | - Откройте тетради. - Запишите число. -Предположите, на какой ступеньке вы сейчас находитесь. - Выпишите словосочетания с именами прилагательными из пословиц. - Определите род, падеж и число имён существительных в словосочетаниях. - Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. - В чем затруднение? Значит, у прилагательных множественного числа род определить нельзя. | Рисуют ступеньки с человечком. (Род не определяется у прилагательных во множественном числе) | Определять степень успешности своей работы Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Постановка учебной задачи (2 минуты) | -Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?) - Как вы думаете, над, чем мы будем работать сегодня на уроке? - Кто сформулирует тему урока? - Что мы узнаем? Чему научимся? (ответим на эти вопросы, как проведём небольшое исследование. | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. (Склонение имен прилагательных во множественном числе) | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других |
Работа над новым материалом (8 минут) | 1.Приступаем к исследованию имени прилагательного. - Просклоняйте словосочетания, выделите окончания. 1 – вариант весёлые (друзья) 2 – вариант яркие (звёзды) И. п. (какие?) | весёлые друзья | яркие звёзды | Р. п. (каких?) | весёлых друзей | ярких звёзд | Д. п. (каким?) | весёлым друзьям | ярким звёздам | В. п. (какие?) (каких?) | весёлых друзей | ярких звёзд | Т. п. (какими?) | весёлыми друзьями | яркими звёздами | П. п. (о каких?) | о весёлых друзьях | о ярких звёздах | 2. Работа в парах. - Сравните падежные окончания прилагательных. - Изменяются ли окончания имен прилагательных? - В каких падежах окончания сходны, в каких различны? - Как можно проверить безударные окончания прилагательных? 3. Составьте таблицу окончаний. -Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? – В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания? –Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? -Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. - Какие задачи мы поставим на урок, чтобы их выполнить. -Сегодня на уроке будем учиться определять падеж имён прилагательных и правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. 4.Электронное приложение с заданием. Перенесите к названию падежа вопрос, на который он отвечает, и имена прилагательные в данном падеже. Затем нажимаем вкладку проверить. Выставляем оценки себе в лист самоконтроля. | Слушают учителя, формулируют задание, которое им необходимо выполнить. Высказывают свои предположения, мысли. Осознанно строят речевые высказывания. Окончания совпадают. И. п., Р. п., Д. п ые, ие , ых,их ым,им В. п., Т.п., П.п ых, их ыми, ими ых,их (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного) (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется). Под руководством учителя определяют задачи урока. Дети самостоятельно работают. Проверяют, исправляют ошибки, объясняют сами или обращаются за помощью к классу. Дети оценивают свою работу на уроке по таблице самооценки | Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Осуществлять контроль по результату. Выполнять работу в соответствии с заданным планом. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Уметь излагать своё мнение и принимать позицию друго го. Осуществлять контроль по результату. |
Музыкальная физминутка для глаз (1 минута) | | | |
Закрепление изученного материала (3 минуты) | 5. Работа в парах по учебнику. Упр. 82 (с. 39). - Прочитайте загадку выразительно. О чём она? Назовите отгадку. - Как можно озаглавить текст? - Найдите в загадке синонимы к указанным словам. - Спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе. - Объясните, как вы определили падеж. Выделите окончания имён прилагательных. Выполняют морфологический разбор слова (Из) чёрной (темноты) (Лист самоконтроля) | (Салют.) («Сказочный куст», «Небывалые цветы».) (Красный — пунцовый, бирюзовый — голубой, тёмный — чёрный, жёлтый — золотой, невиданный — небывалый.) Вывод: падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, к которому относится это имя прилагательное. | Участвуют в обсуждении содержания материала; высказывают свою позицию; доказывают, аргументируют, приходят к единому мнению. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (15 минут) | Дифференцированная работа в группах. Для каждой группы есть задание. (по уровням сложности) Перед вами тексты. Прочитайте. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Укажите падеж прилагательных множественного числа. После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев. Тут и ... подберезовики, и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики. - Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета. Кому нужны слова – помощники, берите карточку красного цвета. Красная карточка. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы. Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимние, звериные, глубокие. Желтая карточка. Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа. Какую птицу называют касаткой? Прозвали её так потому, что хвост у нее похож на две длин… черн… косицы. Головка и спинка у касатки тоже черн… с синевой, а грудь и брюшко беленьк…, будто она в белый фартучек нарядилась. (Г. Скребицкий) Оцените свою работу в листах самоконтроля. Каковы ваши итоги? Нарисуйте лестницу успеха, на какой ступеньке сейчас находится каждый из вас. Докажите. Почему у имён прилагательных разные окончания. | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выполняют работу. Наблюдают зрительно; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; фиксируют результаты. | Участвуют в обсуждении содержания материала; высказывают свою позицию; доказывают, аргументируют, приходят к единому мнению. Воспринимают ответы обучающихся; высказывают свои точки зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников. Получают информацию, анализируют, сравнивают, обобщают. Уметь работать в группе и участвовать в обсуждениях. Определять степень успешности своей работы. |
Рефлексия деятельности ( 3 минуты) | - В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. - Достигли мы поставленной цели? - Какой вид работы на уроке вас заинтересовал? Что оказалось простым, что заставило задуматься? Выскажите свое мнение. - Мне сегодня удалось … - Я сегодня доволен тем, что … - Мне понравилось … - Я учился… - Прикрепите свои кружочки Старательно! (красные кружочки) Дружно! (синие кружочки) Активно! (жёлтые кружочки) | Отвечают на вопросы, высказывают и выдвигают свои предположения по уроку. | Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности. Воспринимают ответы обучающихся; высказывают свои точки зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников. |
Домашнее задание (2минуты) | Дает инструкцию по домашнему заданию. Задания по учебнику по уровням сложности на выбор. с.39упр.83, с.40 упр.84 | Записывают домашнее задание, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | |
Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета (3 уровень)
Кто пожелает правильно вставить падежные окончания имён прилагательных, возьмите жёлтую карточку (1 уровень)
1.Прочитайте. - Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Укажите падеж прилагательных множественного числа.
После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев. Тут и ... подберезовики, и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики.
2.Списать. Вставить подходящие имена прилагательные используя слова помощники. Укажите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимние, звериные, глубокие.
3.Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.